Традиционно фестиваль открылся – на этот раз без официоза – премьерой балета «Тысяча и одна ночь». Поставить спектакль по мотивам арабских сказок пригласили балетмейстера из Санкт-Пе- тербурга Давида Авдыша. Он заявил о себе как либреттист и даже редактор из- вестной партитуры, которую дополнил и другой музыкой азербайджанского ком- позитора Фикрета Амирова.
Афишу Чувашского государственного театра оперы и балета – устроителя
праздника танца – украсил спектакль яркий, даже тяготеющий к шоу. Такую воз- можность предоставил сам материал – колоритный сюжет, эмоциональность и мелодичность музыки. Изобретательное оформление Анны Устиновой (Санкт-Пе- тербург) поддержало визуальную состав- ляющую балета с его хореографическими и режиссерскими компонентами. Арти- сты же вполне реализовали хореографи- ческий и режиссерский замысел. К слову, состоялось два представления «Тысячи и
одной ночи» – второе, целевое, для жите- лей отдаленных районов Чувашии. Актер- скую палитру насытили работы Анастасии Абрамовой (Шехерезада), Анны Серёгиной (Зубейда), Айдара Хиса- мутдинова (Шахрияр), а также образы, созданные Ольгой Сапаркиной (Девушка- птица), Татьяной Альпидовской (Джин), Константином Дунаевым (Атаман), Вита- лием Архиповым (Синдбад), Геннадием Виноградовым (Колдун). Некоторым при- шлось исполнить две, а то и три роли. Так, Анна Серёгина превратилась в Прин- цессу Будур, Дмитрий Поляков изобразил Льва и Аладдина, а Карим Мубаракшин побивает рекорд, став любимым Рабом Зубейды, Али-Бабой, который по сюжету переодевается в бедлу для танца живота и предстает знойной одалиской.
В фестивальную программу включили спектакль соседей – «Корсар» Марий- ского театра оперы и балета имени Э.Са- паева, к сожалению, показанный под фонограмму. Двухактная версия дирек- тора и художественного руководителя те- атра Константина Иванова – успешная попытка сохранения шедевра Петипа, ко- торый приходится адаптировать для ограниченной в численности труппы и современного зрителя. Публика по до- стоинству оценила всех участников спек- такля, но самой бурной овацией наградила выросших в настоящих марий- ских звёзд Ольгу Челпанову (Медора) и Константина Короткова (Конрад), а также Кирилла Паршина (Бирбанто).
Посетил театр глава Чувашии Михаил Игнатьев. Внимание к театру, и фести- валю в частности, со стороны высокого государственного лица, а также министра культуры Вадима Ефимова, уже не ка- жется экстраординарным, и всё же их личный интерес к искусству оказывает ему серьезную поддержку.
На следующий день занавес распах- нулся, чтобы в «Лебедином озере» пред- ставить чувашской публике артистов двух столиц. Партию Одетты-Одиллии ис- полнила прима-балерина Большого те- атра Мария Аллаш, памятная чебоксарскому зрителю по блистатель- ной Гамзатти фестивальной «Баядерки» 2004 года. Сразу три мастера представ- ляли Мариинский театр: Игорь Колб (Зигфрид), Илья Кузнецов (Ротбарт), Гри- горий Попов (Шут). Впрочем, создавшие с Аллаш ровное трио и Колб, и Кузнецов уже не впервые выступали на фестиваль- ной сцене, и публике полюбились. Но приходится признать, что показанное на фестивале «Лебединое озеро» не стало ярким событием.
Недавнее возобновление версии На- тальи Дудинской и Константина Сергеева вызвало немало вопросов. Обе картины: первая (празднование совершеннолетия Принца) и вторая (берег заколдованного озера) проходят на одной декорации ост- роконечных скал, частоколом вырастаю- щих из воды, подобно деревьям. Низко нависающие над сценой полукруглые па- дуги на первый взгляд вызывают ассо- циацию с обледеневшим сводом пещеры. Возможно, художник Валентин Федоров имел в виду условный образ лебединого оперенья и рассчитывал на то, что при соответствующем освещении падуги пре- вратятся в листву. Однако свет свою пози- тивную роль не сыграл. Придуманное московским мастером Александром Кельгановым подчеркивание красной за- ливкой каждого появления Ротбарта вышло довольно примитивным. Адское пламя окрашивало скорее кулисы и лебе- дей, оставляя в тени самого злого вол- шебника. Вот что действительно впечатлило, так это потрясающий грим, который создает для себя владеющий кистью Кузнецов. Его Ротбарт предстает в обличье то зловещего филина, то мисти- ческого рыцаря с инфернально выбелен- ным лицом и властным жестом. С годами замечательные артисты накопили не только опыт и мастерство, но и мышеч- ную массу. Возмужал даже Григорий Попов, хотя его динамичные прыжки не утеряли ни высоты, ни элевации, а Шут – озорства.
Хореография «Лебединого озера» подверглась коррекции. Одиллия танце- вала вариацию Юрия Григоровича, Зигф- рид предпочел блеснуть solo, основанным на сочинении Владимира Бурмейстера, а сам спектакль обошелся без pas de trios и Венгерского танца. Пуб-
лика подобного анализа не проводила и, как обычно, очень тепло приняла балет.
Завершающим аккордом фестиваля стал гала-концерт, включивший классику и современные постановки. Продолжи- лась плодотворная традиция соединять на чувашской сцене гостей и чебоксар- ских артистов. К примеру, сцену из «Кор- сара» исполнили Марианна Чемалина, Дмитрий Поляков и Сергей Мершин, со- лист Пермского театра оперы и балета, pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» – Татьяна Альпидовская и солист балета Эстонской национальной оперы Сергей Упкин.
Отрадно, что на фестивале родился перспективный балетмейстер-режиссер, не чуждый драме и юмору: Айдар Хиса- мутдинов презентовал два своих сочине- ния. «Ты слышишь… я больна» – произведение, вдохновленное жизнью и творчеством Алис Доны (более известной под псевдонимом Далида) исполнили Ма-
рианна Чемалина, Карим Мубаракшин, Андрей Субботин. «Абсент» (музыка Рене Дюпре) вместе с Татьяной Альпидовской представил сам автор. В третий раз тан- цовщик вышел на сцену с Еленой Леме- шевской в поставленном ею красивом и чувственном дуэте «Мгновенье музыки прекрасной…» (Моцарт, Adagio фортепи- анного концерта No 23 A-dur).
Концерт преподнес и другие захваты- вающие мгновения. В первую очередь стоит назвать Олега Маркова, солиста Те- атра балета Бориса Эйфмана, сумевшего в коротком эпизоде накалить страсти и передать такую глубину страданий Каре- нина, какую иной раз и в целом спек- такле не обнаружишь. Назовем и другую петербургскую артистку – Евгению Шта- неву (фокинскую Зобейду). Илья Кузне- цов – Хозе опалил любовным томлением пластичную в его мужественных руках Анну Серёгину – Кармен (хореограф Аль- берто Алонсо). В виртуозных pas de deux соревновались две пары: петербуржцы Ольга Прыткова и Давид Залеев («Пламя Парижа») с москвичами Джой Анабель Вомак и Михаилом Мартынюком («Дон Кихот»). Американка Джой «подыграла» и «международности» чувашского фести- валя, пронзительно исполнив со своим партнером дуэт «Rememberme», постав- ленный Софьей Гайдуковой на музыку Перселла.
За дирижерский пульт гала-концерта (как и всех чувашских спектаклей фести- валя) встала Ольга Нестерова. А художе- ственный руководитель балета Данил Салимбаев, хоть и уступил на сей раз жезл балетмейстера другим, всё же увен- чал гала-концерт задорным и бравурным финалом, заставившим публику встать со своих мест в порыве восторга и благо- дарности.