С 17 по 25 октября в Чувашском государственном театре оперы и балета прошёл XXIV Международный балетный фестиваль, посвящённый 100-летию образования Чувашской автономной области, широко отмечающемуся в 2020 году. Все фестивальные вечера посетил Глава Чувашии Олег Николаев. Руководством театра были учтены все рекомендации Роспотребнадзора по предупреждению распространения коронавирусной инфекции: во избежание очереди на входе двери театра открывались за час до спектакля; проводились термометрия (если температура превышала 37,0 или были заметны признаки ОРВИ, зрители в зал не допускались) и дезинфекция рук (на входе в театр функционировало устройство с антисептиком); в фойе театра была сделана специальная разметка для соблюдения социальной дистанции 1,5 метра; в зрительном зале действовала рассадка в шахматном порядке. Зрителям рекомендовалось надевать маски и не снимать их до конца спектакля, использовать перчатки и другие средства индивидуальной защиты. В целях минимизации контактов и дополнительного скопления людей все спектакли фестиваля исполнялись без участия симфонического оркестра и зарубежных гостей.
Праздник танца открылся премьерой национального балета «Дорога лебедей» («Хуркайӑк ҫулĕ»), осуществлённой при поддержке Гранта Главы Чувашии. Музыку к балету создал современный чувашский композитор Андрей Галкин, знакомый чебоксарцам как автор балета «Атилла. Рождение легенды», признанного по итогам Республиканского конкурса «Узорчатый занавес-2019» лучшим спектаклем года и получившего высокую оценку на V Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (г. Самара). Балетмейстер-постановщик и автор либретто – художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев, художник-постановщик – главный художник театра, заслуженный художник Чувашии Валентин Фёдоров, дирижёр-постановщик – художественный руководитель театра Дмитрий Банаев. Главные партии исполнили заслуженная артистка Чувашии Анна Сёрегина, лауреат Государственной молодёжной премии Чувашии Дмитрий Поляков и лауреат Всероссийского конкурса Виктория Севоян. Ярким украшением сценического действа стали учащиеся детской балетной студии театра.
Либретто балета основано на сказках и древних легендах чувашского эпоса, объединённых в захватывающую историю о девушке-лебеди Пинеслу, её возлюбленном-солнце Хӗвеле и злой ведьме Сехмет, пытающейся помешать счастью героев. Оркестровая партитура изобилует цитатами из народного музыкального творчества, что накладывает отпечаток и на хореографический рисунок партий – в спектакле много чувашских танцев, от хороводов до плясовых. Современная музыка, к тому же национальная – серьёзное испытание не только для балетной труппы, но и для симфонического оркестра. Если классические произведения сыграны музыкантами не один десяток раз, то теперь – новые средства выразительности, стилистика, язык, порой настолько неожиданный и экстраординарный, что требует полного переосмысления игрового процесса, от приёмов звукоизвлечения до штриховой техники.
18 октября фестиваль продолжился показом балета Л. Минкуса «Дон Кихот». Театралы знают, что в романе М. Сервантеса, лежащего в основе либретто, благородный рыцарь Дон Кихот, странствующий по свету и упорно пытающийся победить вселенское зло, доминирует над остальными героями. В балете же он второстепенен, а сюжет закручивается вокруг озорной дочки трактирщика Китри и остроумного цирюльника Базиля, весело бегущих по жизни и то и дело пускающихся во всевозможные приключения. Их партии, по праву признанные одними из самых сложных в мировом балетном репертуаре, исполнили звёзды Большого театра – заслуженная артистка России Евгения Образцова и Артемий Беляков. Солисты построили свои образы на тонком сочетании хлёсткой самоиронии и романтической мечтательности. Кульминацией развития их дуэта стало знаменитое Гран-па из второго акта с целым каскадом фуэте. Графичность и кристальность танцевального рисунка, ювелирная выделка каждого движения, стройность форм и выразительность жестов – сегодня было всё, о чём только могут мечтать ценители балетного искусства.
В спектакле появляется ещё один персонаж – Повелительница Дриад, прекрасная лесная нимфа, увлекающая влюблённых в царство грёз и навевающая им мечты о счастье. В этой партии выступила ведущая солистка московского театра «Кремлёвский балет», лауреат международных конкурсов Екатерина Первушина. Её хореографическое высказывание пленяло плавностью линий и виртуозностью пируэтов, изяществом поз и глубокой эмоциональной наполненностью.
Труппа Чувашского государственного театра оперы и балета выглядела сегодня по-особому нарядно. Возникало ощущение необычайной внутренней приподнятости. Яркий испанский колорит спектаклю придавали страстная Уличная танцовщица (заслуженная артистка Чувашии Анна Серёгина) и задорные подруги Китри (Виктория Севоян и Ангелина Полякова), темпераментный тореадор Эспада (лауреат международных конкурсов Алексей Рюмин) и чувственная Цыганка (Вилена Десницкая). Нотками живого юмора разбавили сценическое повествование степенный рыцарь Дон Кихот (Ростислав Десницкий) и его верный оруженосец Санчо Панса (Геннадий Виноградов), незадачливый трактирщик Лоренцо (Андрей Субботин) и богатый дворянин Гамаш (Сергей Гуськов). Невозможно было оторвать глаз от очаровательных амурчиков в исполнении Ульяны Альпидовской и учащихся детской балетной студии театра, словно соединяющих сердца Китри и Базиля.
Наслаждаясь искромётными испанскими танцами, подобно огненно-алым розам вплетёнными в череду грациозных классических па, зрители вмиг забывали о житейских заботах и будничных проблемах, тонущих в перезвонах бубнов, цоканье кастаньет и шуршании вееров. Броскость мизансцен, головокружительная быстрота темпоритма и ослепительная красочность картин, меняющихся, точно стёклышки в калейдоскопе, – всё это создавало атмосферу настоящего праздника, которому нет конца.
20 октября на чувашской сцене хозяйничали артисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Гости из соседнего региона показали в столице Чувашии балет «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Ц. Пуни и Р. Дриго, который ни разу не ставился в Чебоксарах. Выбрать для гастролей столь масштабный и многочисленный по составу спектакль – решительный и амбициозный шаг, на который хватит духу отнюдь не у каждой труппы. Масса технических трудностей, богатство образной сферы и захватывающая «клубочность» сюжета дают простор для постановочной мысли и требуют большого количества крепких, выносливых, профессионально подкованных артистов. Уникальность нижегородской версии «Корсара» в её максимальной приближенности к поэме Дж. Байрона, лежащей в основе либретто и буквально дословно переведённой современным хореографом Морихиро Ивата на язык танца. С самой первой картины его авторский почерк удивляет сочетанием, казалось бы, несочетаемого: нарочитая укрупнённость портретов, будто мы смотрим на героев сквозь увеличительное стекло, и, вместе с тем, детальная прорисовка и отточенность каждого движения и жеста; зрелищность массовых финалов и пронзительная интимность ансамблей; панорамность видов и композиционная чёткость; брутальные сцены драк с кинжалами и мушкетонами и рафинированные, почти звенящие дивертисменты с нежно-розовыми балетными пачками, напоминающими бутоны цветов, в картине «Оживлённый сад».
С одной стороны, зрители любовались парадом роскошных танцев, а с другой, с волнением следили за перипетиями сюжета, достойного драматической сцены. Сердцевиной спектакля, несомненно, можно назвать конфликт Медоры, Конрада и Гюльнар в исполнении блистательных Татьяны Казановой, Андрея Орлова и Елизаветы Мартыновой, полных боевого задора, азарта и романтической страстности. Их соло и дуэты изобиловали виртуозными поддержками и броскими игровыми моментами, добавляющими остроты и куража. Особый шарм сценическому действу придавали Сеид-паша (Василий Козлов), раб Али (Никита Аржанников), корсар Гонзальво (Максим Просянников), а также пираты и пиратки, одалиски и евнухи в исполнении артистов кордебалета и учащихся хореографического отделения Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева. Их партии, словно отдающие ароматными восточными маслами и благовониями, цепляли глаз причудливым синтезом строгих классических па и элементов характерного танца.
23 октября фестиваль украсила «Баядерка» Л. Минкуса. Зрители завороженно следили за сценическим действом, отправляясь вслед за героями то на нарядную площадь перед буддистским храмом, то в парадную залу индийского дворца, то в цветущий сад с изобилием фруктовых деревьев. Дуэт баядерки Никии и воина Солора в исполнении заслуженной артистки России Екатерины Кондауровой и Андрея Ермакова из Мариинского театра – сердце спектакля, живое, ранимое, бьющееся учащённо и взволнованно. Гости продемонстрировали не только искусное владение техникой, но и редкий артистизм, рассказав на языке хореографии историю, по силе эмоционального накала сравнимую с драматическим спектаклем. Воплощением коварства и тщеславия вторглась в мир влюблённых привыкшая ловить на себе восхищённые взгляды Гамзатти в исполнении Виктории Севоян – молодой, но уже достигшей больших успехов балерины, которой подвластны как острохарактерные, так и классические образы. Солистка стремительно набирает репертуар, разноплановый по стилистике и содержанию. Ещё вчера она танцевала ведьму Сехмет в премьере балета «Дорога лебедей», а сегодня виртуозно крутит фуэте во втором акте, и белоснежная с золотом пачка выгодно подчеркивает стройность её форм.
Словно диковинная статуэтка, привезённая из заморских стран, — Золотой божок и факир Магедавея в воплощении Фарходжона Камолова, зависающего в воздухе в причудливых позах и проводящего бо́льшую часть сценического времени в эффектных прыжках. Огненным вихрем ворвался на сцену Индусский танец в исполнении Юлии Рункиной, Карима Мубарашкина и Булата Гатина. Воздушна и легка была Ульяна Альпидовская в образе Ману – шаловливой девушки с кувшинчиком. Недюжинной энергией и непреклонной внутренней силой сразили зрителей Великий брамин (Геннадий Виноградов) и раджа Дугманта (Андрей Субботин), чьи образы статичны и сотканы в основном из мимики, жестов и шаговых проходок. А чего стоили рабы и охотники, невольницы и знаменитые тени из третьего акта! Нельзя не отметить огромную самоотдачу артистов кордебалета и солисток Анастасии Абрамовой, Марианны Субботиной, Вилены Десницкой, Анастасии Кирилловой и Анны Павловой, превосходно справившихся с вереницей развёрнутых танцев и больших па.
Гала-концерт 25 октября стал органичным сочетанием классики и современности, угодив самым разным вкусам публики. Золотым обрамлением программы были Адажио из «Щелкунчика» П. Чайковского и Па-де-де из «Дон Кихота» Л. Минкуса в исполнении солистов Московского театра «Кремлёвский балет» Екатерины Первушиной и Егора Мотузова. Два контрастных по эстетике и содержанию номера привезли лауреаты международных конкурсов Елена Соломянко и Евгений Жуков из Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – выдержанное в строгих классических формах Па-де-де из балета Ц. Пуни «Эсмеральда» и оригинальную пластическую миниатюру «Следуй за мной» в хореографии самого Евгения Жукова.
Художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев тоже побаловал публику авторской хореографией. Проникновенно и лирично прозвучал его «Романс» на музыку Г. Свиридова, буквально пропетый народной артисткой Чувашии Татьяной Альпидовской и Алексеем Рюминым – настолько глубоко и тонко было прочувствовано ими каждое движение дуэта. Экстраординарным смешением стилей и направлений удивила его фантазия «Барокко» на музыку И.С. Баха, которую театралы помнят по концерту-открытию 61-го театрального сезона. Свежестью интерпретации и своеобразием постановочного решения впечатлили «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Образами страстных Фригии и Спартака из балета А. Хачатуряна «Спартак» взбудоражили зрителей заслуженная артистка России Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра, чей ансамбль можно назвать примером идеального сценического партнёрства, когда солисты полностью доверяют друг другу и представляют собой неразрывное целое. Собранием эффектных поддержек и экстравагантных поз зацепило их Адажио из балета «Ледяная дева» на музыку Э. Грига. Бурными овациями встретила публика уже полюбившихся гостей из Нижнего Новгорода Елизавету Мартынову и Василия Козлова.
Были сегодня и большие открытия. К примеру, нельзя не отметить Алексея Рюмина – артиста многогранного, неординарно мыслящего, падкого на разного рода творческие эксперименты. «Лучшая мужская роль» на Республиканском конкурсе «Узорчатый занавес» за исполнение партии Аттилы в одноимённом балете А. Галкина, победы на международных конкурсах в Германии, Италии и Венгрии свидетельствуют о его яркой артистической индивидуальности. На этот раз солист покорил сердца театралов не только высокоинтеллектуальным танцем, но и собственной хореографией. Его номер «Сизиф» на музыку Ф. Шопена стал настоящим драматическим монологом, в котором герой делится с нами размышлениями о смысле человеческого бытия.
Мария МИТИНА
«Музыкальный журнал», г. Москва