– Карантин создал прецедент радикального переформатирования работы театров. Были ли вы готовы к новому формату, думали ли вообще, что существование онлайн-театра станет реальностью?
– Театр XXI века продолжает интенсивно развиваться и осваивать новые пространства. Это закономерно, ведь меняется эпоха, в зал приходит новый зритель, требующий модернизации самой театральной системы, инновационных форм подачи материала и несколько иного подхода к творческому процессу не только с точки зрения самих постановок спектаклей, но и рекламы, менеджмента, информационного наполнения. Особенно это касается молодежи, и, если театр хочет быть востребованным и разговаривать с современной публикой на равных, он должен соответствовать и отвечать её запросам. К сожалению, чебоксарским труппам не всегда хватает смелости на кардинальные перемены, и, как бы абсурдно это не звучало, именно карантин с его вынужденной остановкой деятельности заставил нас задуматься и пересмотреть свои взгляды на устоявшиеся методы работы. Кто знает, быть может, вместе с прежней публикой к нам придёт новая, которая за время интернет-общения увидела театр с другой, непривычной стороны, а то и вовсе узнала о существовании театра впервые.
– Решение о способах и форматах «обживания» нового формата принималось единолично или коллегиально, кто креативил темы и сюжеты виртуальной жизни театра?
– Какие-то идеи были придуманы лично мной, некоторые подсказаны коллегами. Могу сказать, что все службы театра работали в период пандемии с особым энтузиазмом, в коллективе возникло чувство единения и сплочённости. Эти несколько месяцев показали, что для истинно творческих людей не существует преград, и заниматься любимым делом можно в любых условиях, главное – желание.
– Какой опыт в итоге получил музыкальный театр, нет чувства беспомощности и бессмысленности дальнейшего существования?
– Конечно, очень не хватало запаха кулис, шуршания программок, всего того, что дарит живое соприкосновение с искусством. Но зато все зрители могли познакомиться с нашим репертуаром, прямо не выходя из дома и совершенно бесплатно – видеозаписи большинства спектаклей и концертных программ находились в свободном доступе на официальном сайте www.opera21.ru и в группах в социальных сетях. Впрочем, это не заменит творчества здесь и сейчас, сиюминутного погружения в процесс и прямого контакта со зрителем, пусть даже через экраны или мониторы. Так у меня родилась идея записи концертов «Спасибо за Победу» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и «Краю ста тысяч песен посвящается…» к 100-летию образования Чувашской автономной области, широко отмечающемуся в 2020 году. Тем более что у самого театра тоже был юбилей – 22 мая ему исполнилось 60 лет, как тут не попробовать себя в новом формате.
– А если зрителям в залы вообще не удастся вернуться? Готов театр стать домашним кинотеатром?
– В наш театр зрители уже вернулись. Правда, пока разрешено заполнять зал на пятьдесят процентов и со строгим соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Во избежание очереди на входе двери театра открываются за час до спектакля; проводятся термометрия (если температура превышает 37,0 или заметны признаки ОРВИ, зрители в зал не допускаются) и дезинфекция рук (на входе в театр размещено устройство с антисептиком); в фойе театра сделана специальная разметка для соблюдения социальной дистанции 1,5 метра; в зрительном зале действует рассадка в шахматном порядке. Зрителям рекомендуется надевать маски и не снимать их до конца спектакля, использовать перчатки и другие средства индивидуальной защиты. Но всё это такие мелочи по сравнению с возможностью живого общения с публикой!
В сентябре мы открыли 61-й театральный сезон, показали несколько спектаклей, также состоялись праздничные концерты к Международному дню музыки и ко Дню рождения Джузеппе Верди. Балетная труппа съездила в Самару на V Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны», где представила чувашский балет А. Галкина «Аттила. Рождение легенды». А с 17 по 25 октября в нашем театре прошёл XXIVМеждународный балетный фестиваль, перенесённый с апреля. Он открылся премьерой национального балета «Дорога лебедей» при поддержке Гранта Главы Чувашии. Условия выпуска спектакля были экстремальными – рекордно сжатые сроки, недостаточное количество репетиций, но артисты и постановочная группа справились. В остальные дни фестиваля зрители увидели балеты Л. Минкуса «Дон Кихот» с заслуженной артисткой России Евгенией Образцовой и Артемий Беляковым из Большого театра и «Баядерка» с заслуженной артисткой России Екатериной Кондауровой и Андреем Ермаковым из Мариинского театра. Как всегда, с большим нетерпением чебоксарцы ждали встречи не только с отдельными солистами из разных городов страны, но и с целыми коллективами. Подлинной жемчужиной программы стал балет А. Адана «Корсар» в постановке Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина в версии Морихиро Ивата. В Гала-концерте самые яркие номера классической и современной хореографии исполнили заслуженная артистка России Ирина Перрен и Марат Шемиунов (Михайловский театр), Елена Соломянко и Евгений Жуков (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Екатерина Первушина и Егор Мотузов («Кремлёвский балет», г. Москва), Елизавета Мартынова и Василий Козлов (Нижний Новгород). Все спектакли фестиваля, во избежание дополнительного скопления людей исполнявшиеся без участия симфонического оркестра и зарубежных гостей, лично посетил Глава Чувашской Республики Олег Николаев.
– Что из приобретённого за карантин творческого и организационного опыта может быть полезно в дальнейшем?
– Онлайн-трансляции и челленджи, виртуальные выставки и флешмобы, вебинары и мастер-классы – думаю, всё это можно будет использовать и в нашей дальнейшей работе.
– Обсуждали ли вы с коллегами-руководителями других театров проблему «театр на карантине»? Кто-нибудь делился с вами своими наработками? Если да – расскажите подробнее о их опыте.
– Конечно, обсуждали, но в основном все «выкручивались» при помощи уже готовых записей спектаклей и концертов из видеоархива театра.
– Закономерно, что неожиданность карантина стала для артистов, музыкантов потрясением, как из этого шока выходит труппа, что вы и ваши помощники по руководству театром делаете для этого?
– Работы очень много, так что на «раскачку» времени нет. С 20 по 29 ноября у нас пройдёт юбилейный XXX Международный оперный фестиваль имени народного артиста СССР М.Д. Михайлова. Своеобразным лейтмотивом фестивальной афиши, состоящей из пяти вечеров, станет Италия (перу итальянских композиторов принадлежат все произведения, вошедшие в программу), и это неслучайно – именно там, под жарким флорентийским солнцем, несколько веков назад родилась опера. Настоящее открытие для чебоксарцев и гостей столицы – премьера оперы В. Беллини «Капулетти и Монтекки», призванная стать крупным событием в масштабах не только республиканской, но и федеральной культурной карты, поскольку исполняется в России довольно редко. В опере Дж. Верди «Аида» главные партии исполнят солисты Мариинского театра Мария Баянкина, заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Ахмед Агади, Юлия Маточкина и Ярослав Петряник. С солистами из Санкт-Петербурга зрители встретятся и на показе оперы Дж. Верди «Бал-маскарад», где в главных партиях выступят заслуженная артистка России Анна Маркарова, Павел Янковский и Олеся Петрова, а также Алексей Михайлов (Царицынская Опера, г. Волгоград). Доброй традицией Михайловских фестивалей стали концертные вечера, приятно разбавляющие череду спектаклей и позволяющие слушателям насладиться «чистым» академическим вокалом. Нынешний праздник оперы – не исключение, и наряду с заключительным гала-концертом зрителей ждёт Реквием Дж. Верди. В этот вечер вместе с солистами, хором и симфоническим оркестром нашего театра перед чебоксарской публикой выступят сопрано Мария Баянкина (Мариинский театр), меццо-сопрано Олеся Петрова (Михайловский театр), тенор Илья Селиванов (Большой театр), бас Илья Банник (Мариинский театр). Все они поют на ведущих сценах мира и заявляют о себе на крупнейших музыкальных фестивалях, представляя золотой фонд оперных голосов современности. Также постановочные цеха приступили к изготовлению декораций и пошиву костюмов к музыкальной сказке «Царевна-лягушка», которая станет новогодним подарком для маленьких зрителей. Её премьера планируется в конце декабря.
Мария МИТИНА
«Музыкальный журнал», г. Москва