Под всевидящим государевым оком
«Новая «Царская невеста» будет классической постановкой», — пообещал на предфестивальной пресс-конференции художественный руководитель Чувашского театра оперы и балета, дирижер Дмитрий Банаев. Премьера, открывшая XXIX Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова показала, что театр действительно направил на это все свои усилия. Хотя и в постановке, и в оформлении упор был сделан не столько на классическую мощь исторических постановок, сколько на различные знаки и символы.
Семимиллионный грант Министерства культуры России на создание «Царской невесты» стал первым столь серьезным вливанием в постановочное дело за всю 60-летнюю историю Чувашского театра оперы и балета. Премьеру приурочили к 175-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова. А для работы пригласили постановщиков из соседней Йошкар-Олы и из Москвы, знакомых уже нашим театралам по предыдущим работам на чебоксарской сцене. Оперетта «Веселая вдова» режиссера Сергея Шепелева, например, совсем недавно пополнила афишу театра. Сценограф Леон Тирацуян работал над опереттами «Летучая мышь» и «Граф Люксембург», балетом «Ромео и Джульетта». Художник по костюмам Нина Федорова — наша землячка, работающая в Москве, придумывала костюмы для обновленной версии оперы «Нарспи», она и художник по костюмам к «Любовному напитку» и «Спящей красавице».
Иметь в своем репертуаре самую проникновенную, самую мелодичную оперу Римского-Корсакова — мечта любого театра. А участие в ней — мечта каждого солиста. Опера написана на сюжет одноименной стихотворной драмы Льва Мея, который в свою очередь позаимствовал его у Карамзина. В основу положена трагическая судьба дочери коломенского дворянина Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного, пробывшей в этом статусе лишь 15 дней (народу было объявлено, что «ее извели ядом»).
В оперном сюжете, однако, практически нет царя, и на сцену выходят люди из его окружения. А центром становится даже не любовный треугольник, а узел людских страстей, будто стянувший всех и вся в смертельную петлю — и светлую любовь Марфы и ее жениха Ивана Лыкова, и погубивших ее опричника Грязного и его любовницу Любашу, и сластолюбие царского лекаря Бомелия.
Источник: http://sovch.chuvashia.com/?p=216624