Трудно найти в мире более оперного композитора, нежели Джузеппе Верди. Родившийся в Италии, где под просторным флорентийским небом несколько веков назад появилась на свет сама опера, он стал воплощением этого жанра. «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Аида», «Отелло», подобно крупным жемчужинам, неизменно украшают репертуары всех театров мира. Однако произведения камерной вокальной лирики, к которым композитор относился с особым трепетом, услышишь на сцене далеко не часто.
10 октября зрители Чувашского государственного театра оперы и балета словно открыли Джузеппе Верди заново – впервые в Чебоксарах прозвучали его романсы, а также фрагменты из редко исполняемых опер «Луиза Миллер», «Арольдо», «Корсар» и «Дон Карлос». Некоторые из них были украшением концертной программы, посвященной Международному дню музыки 1 октября, и сегодня было необычайно приятно узнать уже знакомые мелодии. Работать с малоизвестным материалом всегда непросто, но заслуженную артистку Чувашии Ольгу Вильдяеву (сопрано), лауреатов международных конкурсов Максима Карсакова (баритон), Алексея Гурьева (гобой) и Марту Банаеву (фортепиано) профессиональными трудностями не испугаешь. Тем более что новое, неспетое, несыгранное всегда таит в себе импульс к творческому росту и расширению исполнительских возможностей.
Дата концерта была выбрана неслучайно – именно в этот день, 10 октября далекого 1813 года, в солнечной итальянской деревне Ле Ронколе, где повсюду зреют оливки и виноград, родился Джузеппе Верди. Его семья была очень бедной (отец – трактирщик, мать – пряха), да и в дальнейшем на долю композитора выпало немало лишений, неприятностей и разочарований. Наверное, поэтому он особенно остро чувствовал реальную жизнь с ее неожиданными поворотами и крутыми виражами, стремясь передать в музыке все ее многообразие и показать зрителям, что только в гармонии с окружающим миром можно обрести настоящее счастье.
Мария МИТИНА
Фото Бориса АНДРЕЕВА
