Социальное становление личности ребенка, развитие его духовной культуры, повышение общекультурного уровня обучающегося через формирование художественно-эстетического вкуса – наиболее важные задачи воспитания. Театр и иные учреждениякультуры, являющиеся культурно-образовательными ресурсами проекта, призваныоказывать влияние на состояние и качество внутреннего мира человека. Они выступают в качестве источника информации о мире, создают эмоциональные импульсы, развиваютчувственное восприятие, фантазию, эмоции. Здесь происходит целостное переживание и осмысление явлений жизни, через которые формируется личность в целом, охватываетсявесь духовный мир человека. Искусство раскрывает нравственные ценности, обогащаетдуховный мир человека, помогает эстетическому и этическому развитию. Наставления о том, что хорошо, что плохо, могут остаться не воспринятыми детьми. Но, наделенные отприроды чувством справедливости, они схватывают суть добра и зла, когда путешествуютв мире театральных знаний и театральных постановок.
Цель:
– Создание условий для воспитания нового поколения зрителей, заинтересованных в укреплении семейных традиций и нравственных ценностей.
Задачи:
– Основная задача «Школы юного театрала» – организация целесообразного совместного развивающего, познавательного и образовательного досуга обучающегося и его семьи;
– Выявить досуговые интересы, предпочтения участников «Школы юного театрала» через ознакомление с особенностями организации семейного досуга;
– Изучить опыт, методы и формы организации культурно-образовательной деятельности учреждений культуры и образования города (республики);
– Организовать совместную культурно-образовательную работу школы и других участников «Школы юного театрала»;
– Включить культурно-образовательную деятельность по проекту в воспитательную работу общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте;
– Применить опыт деятельности «Школы юного театрала» для развития творческого потенциала детей и взрослых; социального становления личности ребенка; сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья; повышения общекультурного уровня через формирование художественно-эстетического вкуса и развитие духовно-нравственной культуры; создания и укрепления базовых семейных ценностей;
– Информировать социум города (республики) о деятельности учреждений культуры и образования в рамках «Школы юного театрала» через СМИ, интернет;
– Создавать информационно-наглядные материалы: дневники-навигаторы, раскраски, раздаточный материал, методические разработки с аудио- и видео- приложениями занятий, бланки интеллектуальных игр «Тайны юного театрала или беседы с Маэстро», программки и афиши театральных занятий.
Участники: Идеясоздания «Школы юного театрала» принадлежит участникам мастерской «Личностноориентированное обучение» Ассоциации педагогических работников города Чебоксары«XXI век» и тьюторской стажировочной площадки (ТСП) «Сетевое взаимодействиеучреждений культуры и образования» Межрегиональной тьюторской ассоциации(руководитель мастерской «Личностно ориентированное обучение» Ассоциациипедагогических работников города Чебоксары «ХХI век» и ТСП «Сетевое взаимодействиеучреждений культуры и образования» Андреева Татьяна Николаевна).
Участниками «Школы юного театрала» являются воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся начального и среднего звена школ и воспитанники учреждений дополнительного образования городов Чебоксары, Новочебоксарска, родители детей и члены их семей, классные руководители, учителя-предметники, сотрудники некоторых учреждений культуры г. Чебоксары: Чувашского государственного театра оперы и балета, Чувашского государственного театра кукол, Чувашской государственной филармонии, культурно-выставочного центра «Радуга», БУ «Детско-юношеская библиотека» Минкультуры Чувашии, БУ «Чувашский национальный музей», МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Росток», МАОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Чебоксары, модельного агентства «Фабрика», писатель, координатор республиканских социальных и творческих проектов общественной организации «Чувашский республиканский совет женщин» Елена Светлая.
Конкурсы:
– «Музей сказки»;
– «Я рисую музыку П.И. Чайковского»;
– «Продолжи сказку»;
– «Новая кукла для кукольного театра»;
– «Театральный макет»;
– «Театральный костюм»;
– «Театральная афиша»;
– «Театральная маска»;
– «Музыкальные инструменты»;
– «Новая декорация для кукольного театра»;
– «Новая сказка для кукольного театра»;
– «Военная техника времен Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой Победы)»;
– «Первые шаги актера»;
– «Театральная миниатюра»;
– «Живое слово о природе»;
– «Живое слово А.С.Пушкина»;
– Интеллектуально-творческая игра «Тайны юного театрала или Беседы с Маэстро».
Особенности:
– осуществляется совместная деятельность музейных, библиотечных, театральных, школьных педагогов и педагогов дополнительного образования;
– разножанровые театральные занятия проводятся педагогами и артистами театра;
– изучаются и применяются инновационные технологии для работы как с детьми, так и со взрослыми участниками «Школы юного театрала»;
– адаптируется с учетом возрастных особенностей репертуар театров, корректируется перечень музейных и библиотечных занятий;
– театральные занятия планируются с учетом запросов детей и их родителей;
– осуществляется прямое сотрудничество и общение зрителя и сотрудников учреждений культуры;
– на базе общеобразовательных учреждений сотрудниками учреждений культуры проводятся мастер-классы для педагогов и детей в рамках подготовки к конкурсам;
– взаимообучение педагогов школ и сотрудников учреждений культуры, участвующих в «Школе юного театрала».
Формы и режим занятий:
– посещение театральных, библиотечных и музейных занятий, выставок, тематических экскурсий;
– приглашение сотрудников учреждений культуры и учреждений дополнительного образования для проведения выездных мастер-классов;
– посещение театральных занятий;
– просмотр и обсуждение разножанровых спектаклей;
– использование сюжетно-ролевых игр, упражнений, импровизаций, относящихся к театральной педагогике;
– знакомство со спецификой театральных занятий;
– проведение интегрированных школьных занятий по технологии, ИЗО, литературному чтению, музыке и другим учебным предметам.