Музыкальную современность Чувашии трудно представить без Ольги Вильдяевой. Ее мощное, крепкое, словно огромная неприступная скала, сопрано – яркое украшение спектаклей Чувашского государственного театра оперы и балета, на сцене которого певица блистает с 2001 года.
Заслуженная артистка Чувашии Ольга Вильдяева окончила музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и вокальное отделение кафедры искусств Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова и сразу заявила о себе как певица, тонко чувствующая образ и способная выразить в голосе всю гамму переживаний героини. Ее пение представляет собой абсолютное равноправие техники (виртуозные пассажи, широта дыхания, тонкая фразировка и бережное ведение мелодических линий необъятного диапазона) и внутреннего содержания.
Голос Ольги Вильдяевой поражает тонким сочетанием лиричности и драматизма, что позволяет ей браться за самые разные, контрастные по техническому и эмоциональному наполнению партии, от эпических полотен Бородина до веристских исканий Масканьи. Среди них Татьяна («Евгений Онегин»), Лиза («Пиковая дама»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Тоска («Флория Тоска»), Ярославна («Князь Игорь»), Сантуцца («Сельская честь»), Недда («Паяцы»), Джаннетта («Любовный напиток»). Отдельного внимания заслуживают Аида («Аида»), Леонора («Трубадур») и Амелия («Бал-маскарад»), к которым солистка относится с особым трепетом, вновь и вновь доказывая зрителю, что музыка всеми любимого Верди – это не только ажурное, полнозвучное бельканто, но и безмерная сила характеров. Непривычно и свежо прозвучала в ее исполнении Кармен, требующая от певицы сочного грудного тембра с низкими приглушенными тонами. А до чего же хороши образы в опереттах! Ее Марица и Сильва, Теодора и Анжель пленяют женственностью и очарованием.
Знаменательная работа нынешнего сезона – образ Маргариты в премьере оперы Ш. Гуно «Фауст» (режиссер – Элла Фейгинова, Москва). Жанровые изыски французской лирической оперы в сочетании с драматичностью сюжета Гете оказались как нельзя более близки исполнительскому «я» певицы. Она наполнила свой образ целой гаммой красок и противоречий, превратив его в живописную мозаику. На нас смотрела женщина, с одной стороны, сильная, волевая, готовая принести себя в жертву во имя любви, с другой – хрупкая и ранимая, чутко реагирующая на малейшие жизненные перемены. Голос солистки сравним с каплей росы, переливающейся на солнце всеми цветами радуги. В нем угадывались то нежность и трепет, то тревога и отчаяние, то мятежность и неистовство. Плавные пассажи, объединенные длинными лигами, мягкие окружности опеваний, виртуозное скольжение по регистрам, чуткая нюансировка, и все это – под насыщенное звучание симфонического оркестра (дирижер – заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова). Вместе с Сергеем Кузнецовым в партии Фауста они создали проникновенный дуэт, полный сладостного томления.
Ожесточенно и резко вторгался в мир влюбленных Мефистофель в исполнении заслуженного артиста России Александра Баскина (Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Палитру образов дополнили Зибель (заслуженная артистка Чувашии Маргарита Финогентова), Валентин (Максим Карсаков), Вагнер (Константин Москалев) и Марта (Елена Соколова).
Особое место в спектакле занимают массовые сцены (хормейстер – народный артист Чувашии Анатолий Фишер). Несмотря на концертно-сценическую версию, постановщикам удалось избежать статики. В оформлении использован минимум средств, но заслуженному художнику Чувашии Валентину Федорову достаточно и нескольких разноуровневых конструкций для лаконичного и концептуального решения сценического пространства. Расположенный на возвышениях небольшими группами хор выглядит объемнее, динамичнее, подвижнее. А просторный задник, то кроваво-алый, то темно-синий, с точностью передает эмоциональное состояние героев.
Тембровому богатству Ольги Вильдяевой нет предела. Ей подвластны и витиеватые, журчащие колоратуры, и проникновенные кантилены, и напряженные драматические длинноты. Настоящим творческим экспериментом можно назвать ее сольную концертную программу «Мисс а танго», в рамках которой впервые в республике в 2014 году была исполнена «Месса в стиле танго» М. Палмери.
Мария МИТИНА