5 февраля Фестиваль чувашской музыки продолжила опера Ф. Васильева «Шывармань», с премьеры которой 22 мая 1960 года началась творческая жизнь музыкального театра в Чувашии. Событие было воспринято как грандиозный национальный праздник, ведь до этого жители республики не имели возможности видеть в Чебоксарах постановки опер. Так как зрительный зал не мог вместить всех желающих, прямую трансляцию премьеры слушали из репродуктора на Красной площади, а самому композитору, чтобы попасть на спектакль, даже пришлось прибегнуть к помощи милиции. «Шывармань» была принята с таким восторгом, что, когда артисты и постановщики вышли на поклоны, зрители забросали сцену ветками черемухи. Отзывы о премьере можно было прочесть не только в республиканских, но и в центральных СМИ, в частности, в газете «Советская культура».
Новая постановка национального шедевра, осуществленная главным режиссером театра Максимом Жучиным, позволила современному поколению публики окунуться в атмосферу древних чувашских легенд и преданий. Впервые в истории спектакль был показан с переводом на русский язык, транслировавшимся на табло в виде бегущей строки. История возвышенной, чистой любви органично гармонирует с мистичностью древних обрядов, задор хороводных и плясовых – с лиричностью арий и дуэтов, танцевальные дивертисменты – с мощью и аскетизмом хоров. Вот уж где композитор с лихвой применил все свои знания чувашского фольклора, народных обычаев и поверий, составляющих фабульную основу спектакля, эпического по духу и манере подачи материала. Здесь есть все: и пантеон языческих богов с его четким разделением на светлые и темные силы, и живописные зарисовки народного быта, и витиеватые узоры чувашской вышивки, считающейся подлинным достоянием республики, и праздничные хороводы, пленяющие плавностью линий и размеренностью шага, и звон монист, органично вплетающийся в берущее за душу выразительностью мелодики и цветастостью гармонического плана звучание симфонического оркестра под управлением Никиты Удочкина. Зрители словно пролистывают ярко иллюстрированный экскурсионный буклет, на страницах которого видят все, чем славится любимая Чувашия.
Особый психологизм сценическому действу придает личная драма героев, талантливо воплощенная Надеждой Степановой и лауреатом международных конкурсов Иваном Николаевым в партиях Сарби и Атнера. Их дуэт сочетает в себе трагическую безысходность и детскую непосредственность, непреклонную решимость и духовную чистоту. Контрастная пара героев – Чегесь и Палля в исполнении заслуженной артистки Чувашии Татьяны Тойбахтиной и Василия Николаева, буквально обдающие зрителей трепетным дыханием юности. Ожесточенно и грубо вторгался в мир влюбленных жестокий Арлан в претворении лауреата международных конкурсов Алексея Петрова, несущий в себе разрушительное начало. С первых минут спектакля у певцов сложился великолепный ансамбль, органично дополненный заслуженными артистами Чувашии Светланой Ефремовой (Чагак) и Михаилом Мокшановым (Магась), лауреатами международных конкурсов Максимом Карсаковым (Садай) и Ильей Гурьевым (Эрхип), пленяющий слух тонкостью интонирования и безупречностью вокализации. Текучесть мелодических горизонталей в сочетании с красочной светотенью гармонического фона, яркие динамические контрасты и тембровые переклички создавали эффект парения в невесомости даже в самые сумрачные моменты сценического действа.
МЕЖДУ ТЕМ…
Фестиваль расширяет границы. В этот же вечер солисты оперной труппы театра выступили в поселке Урмары. В концерте, в программу которого вошли русские и чувашские народные песни, образцы камерной вокальной лирики и эстрадные хиты, приняли участие заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Валентина Смирнова-Геворкян, народная артистка Чувашии Людмила Яковлева, заслуженная артистка Чувашии Ольга Вильдяева, заслуженный артист Республики Коми Михаил Журков, заслуженный артист Республики Хакасия Сергей Кузнецов, лауреаты международных конкурсов Владимир Ашмарин, Владислав Леухин, Константин Москалев.
Мария МИТИНА
Фото Дмитрия МАКСИМОВА