В этой опере действует всего лишь один персонаж – Женщина, которая за время телефонного разговора с покинувшим ее возлюбленным успевает пережить целый шквал эмоций и чувств, буквально захлестывающих зрителей неукротимым потоком. Опера-размышление. Опера-монолог. Опера-чувство… Все это – моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос», премьера которой состоялась в Чувашском государственном театре оперы и балета 16 сентября.Произведение основано на одноименной пьесе французского драматурга Жана Кокто, в которой посредством воображаемого телефонного разговора раскрывается личная драма героини. Однако постановщики (режиссер – Максим Жучин, художник – заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин Федоров, хореограф – Марианна Субботина) переосмысливают содержание, возводя затронутые авторами проблемы в ранг общечеловеческих и превращая музыкальное повествование в философское размышление об одиночестве, смысле бытия и нашем предназначении на земле, полное горького ощущения предрешенности судьбы, мучительного самоанализа и фатального погружения в глубины подсознания. Когда опера – это не только вокал в наивысшем своем проявлении, но и откровенный разговор артиста со зрителем или… с самим собой.
Заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Мария Еланова наполнила свой образ целой гаммой красок и эмоциональных оттенков, превратив его в живописную мозаику. Жанровые изыски психологической драмы оказались как нельзя более близки исполнительскому «я» певицы, показавшей себя еще и яркой драматической актрисой, мастерски сыгравшей роль Человека, раздавленного катафалком безжалостной судьбы. Ее пение представляло собой абсолютное равноправие техники (широта дыхания, чуткая нюансировка, тонкая фразировка, бережное ведение мелодической линии с ее естественностью вокализации, гибкостью интонационных оборотов и экономностью выразительных средств) и внутреннего содержания.
Несмотря на то, что главную роль в спектакле играет голос, симфонический оркестр под руководством заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств Чувашии Ольги Нестеровой дополнял, «договаривал» за героиню, помогая нам еще острее почувствовать ее переживания и ощутить всю красоту и пронзительность музыки одного из самых оригинальных представителей французского авангарда.