…С упоением погружаясь в жгучую смесь венгерских национальных ритмов и интонаций, «приправленную» экзотическими восточными мотивами, зрители с радостью обнаруживали знакомые мелодии и воодушевленно подпевали солистам. Действительно, многие арии и ансамбли из кальмановской «Баядеры», открывшей II Международный фестиваль оперетты 10 июня, давно вошли в разряд популярной классики и продолжают сценическую жизнь в качестве отдельных концертных номеров, украшая гала-программы и ревю.
Несмотря на многоплановость композиторского языка Имре Кальмана (партитура оперетты пестрит элементами джаза, вальса-бостона, фокстрота, тустепа, шимми и других танцев американского происхождения), спектакль получился невероятно цельным по замыслу и художественному содержанию, в чем большая заслуга режиссера Алексея Тишуры и художника Ольги Вологиной, подготовивших с артистами Чувашского государственного театра оперы и балета долгожданную премьеру. Колоссальную профессиональную поддержку приглашенным мастерам оказали дирижер Никита Удочкин, художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев, расцветивший сценическое повествование колоритными хореографическими «включениями», и хормейстер Любовь Казанцева, для которой «Баядера» стала первой самостоятельной работой в роли постановщика.
Уже с первых минут музыкально-театрального действа стало понятно, что наши исполнители проделали непростой репетиционный путь как в вокальном, так и в актерском плане. Ослепительным украшением спектакля были народный артист Чувашии Дмитрий Семкин и заслуженная артистка Чувашии Татьяна Тойбахтина в партиях Раджами и Одетты Даримонд. Взволнованные дуэты влюбленных, полные трепетной недосказанности, нежного томления и буквально обласканные симфоническим оркестром театра, останавливали время и заставляли поверить в силу настоящей любви. Наслаждаясь острой комичностью характеристик и нотками тихого, щемящего лиризма, публика не уставала следить за романтическими приключениями героев.
Невозможно было не поддаться очарованию Мариэтты и Наполеона Сен-Клоша в исполнении заслуженной артистки Чувашии Татьяны Прытченковой и заслуженного артиста Республики Хакасия Сергея Кузнецова, успевавших не просто петь и двигаться, но и одолевать развернутые танцевальные номера с набором технически сложных комбинаций, ожививших искрометные диалоги и выразительные вокальные партии. Органичное сочетание замысловатого пластического рисунка, превосходных голосов, отточенной дикции и богатой мимики помогало нам забыть о трудностях жанра, синтетического по своей природе, и покориться обаянию солистов.
Спектакль изобиловал броскими характерными образами, из которых особенно запомнились Филипп Ля-Туретт (Константин Новокшонов), Деве Синх (лауреат международных конкурсов Константин Москалев) и целый калейдоскоп «закулисных» персонажей, мелькающих в хоровых и танцевальных эпизодах. Это предприимчивый импресарио Пимпринетти (заслуженный артист Чувашии Михаил Мокшанов), очаровательные артистки варьете Клэр, Флора и Жермен (Софья Волкова, Ольга Тафаева, Татьяна Васильева), а также танцовщицы, певицы, шансонетки. Тема служения искусству и преданности публике влюбляет в новый спектакль не только зрителей, но и самих работников театра, от артистов до сотрудников постановочных цехов.