Новости

С Днём защитника отечества!

Дорогие коллеги! Поздравляем Вас с Днем Защитника Отечества! В этот день мы чествуем всех военных, которые в рядах Вооруженных Сил России служат делу укрепления обороноспособности и повышению безопасности нашего государства. В памяти сегодняшних и будущих поколений навсегда сохранятся подвиги воинов-защитников, их безграничная преданность и любовь к родной земле, мужество и героизм. С праздником Вас – мужчины!

Громкий финал!

Фестиваль чувашской музыки завершился громким финалом! Премьера этого сезона — балет «Аттила — рождение легенды» собрал полный зал в Чувашском государственном театре оперы и балета. Среди зрителей и те, кто уже видел постановку, и те, кто давно хотел её посмотреть. Спектакль больше 3-х месяцев не ставился в репертуар по причине долгих европейских гастролей балета. 21 февраля труппа вышла на сцену в полном составе. В главных партиях блистали Дмитрий Поляков (Аттила), Алексей Рюмин (Флавий Аэций), Анна Серёгина (Галла Плацидия и Принцесса Ильдика), Анастасия Абрамова (Река Времени), Андрей Субботин (Старец Тура).
Балет уже жаждут видеть зрители в других регионах страны и за рубежом. Но пока артисты представляют спектакль лишь на родной сцене. «Аттила» — яркий, динамичный, интересный балет, в котором затрагиваются близкие каждому из нас чувства и желания. Сюжет, основанный на истории, актуален и в наши дни. Поэтому с каждым очередным показом спектакля поклонников этой постановки становится всё больше. Большинство зрителей отзываются об «Аттиле» так: «Мы гордимся, что в Чувашии есть такой балет! Мы рады, что есть в республике такие талантливые люди, которые создали этот спектакль!»
«Аттила — рождение легенды» в следующий раз можно будет увидеть на открытие XXIII Международного балетного фестиваля, который пройдет с 4 по 14 апреля!

Фестиваль чувашской музыки завершается!

Чувашский государственный театр оперы и балета оставил зрителям на «десерт» премьеру этого сезона — балет А.Галкина «Аттила — рождение легенды.»
Нашумевшая постановка была показана лишь дважды. Сейчас у тех, кто её еще не видел, есть шанс познакомиться с историей о том, как великий герой, отважный полководец и мудрый правитель, объединивший множество народов в единое государство, стал мифом, преданием, исторической личностью. Приходите в театр оперы и балета 21 февраля в 18.30!

Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского» наши зрители особенно любят!
17 февраля он снова собрал полный зал!
В этот день на сцену театра оперы и балета в главных партиях в спектакле впервые вышли Фарход Камолов (Щелкунчик-Принц) и Ульяна Альпидовская (Маша).
Поздравляем артистов с дебютом и желаем творческих успехов!!!

Творческий вечер солиста театра Василия Николаева!

В последние дни зимы Чувашский государственный театр оперы и балета приготовил подарок для зрителей!
27 февраля в 18.30 Творческий вечер солиста театра Василия Николаева!
Артист уже 25 лет выступает на сцене театра оперы и балета, раскрываясь
в совершенно разных образах, исполняя ведущие партии в операх и опереттах, солируя в концертных программах.
Праздник обещает быть ярким и насыщенным. Вместе с артистом театра
на сцену выйдут гости из других регионов страны, а также музыкальные коллективы г. Чебоксары.
Среди участников концерта солистка Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Наталья Мокеева (г. Екатеринбург), солист Показательного оркестра МЧС России Евгений Балашов (г. Москва), оркестр народных инструментов «Отрада» и мужской вокальный ансамбль «Виват».

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!

Поздравляем с Днем Рождения заслуженного артиста Чувашии, заслуженного работника культуры Чувашии, директора Чувашского государственного театра оперы и балета!
Директорский пост — он не только почётный.
Ответственным надо быть, лучшим в работе,
Уметь отстоять коллектива права,
И грамотно делать большие дела!
К работе подходите Вы с позитивом,
Конфликт мимолётный решаете миром.
Здоровья, достатка, любви и друзей!
Идти без оглядки, лишь к цели своей!
И в Ваш День рожденья, желаем побед,
К успехам стремленья, не будет пусть бед.
В семье и в работе всё ладится пусть,
Чтоб даже в заботах не трогала грусть!

С уважением, коллектив театра.

История любви в День влюблённых!

14 февраля в Чувашском государственном театре оперы и балета на Фестивале чувашской музыки представили балет Ф. Васильева «Сарпиге».

Впервые в партии Сардивана на сцену вышел Дмитрий Поляков. Несмотря на то, что артист буквально пару недель назад вернулся в составе балетной труппы из европейского турне, ему хватило времени подготовить
ся к спектаклю. Дмитрий блестяще справился с дебютом! Поздравляем артиста!

В паре с ним партию Сарпиге исполнила народная артистка Чувашии Татьяна Альпидовская, Сахха и Эсреметь — Ангелина Мишарина и Виталий Архипов.

В рамках Фестиваля чувашской музыки в этот вечер театр посетили участники проекта «Школа юного театрала» — около 400 ребят из различных чебоксарских школ. Были на празднике и высокие гости — представители чувашских диаспор из Башкортостана, Татарстана и Пензы. Они отметили, что получили большое эмоциональное удовлетворение от спектакля. Ведь в их регионах ощущается большой дефицит чувашской культуры. А фестивали, подобные тому, что сейчас проводит театр оперы и балета, несут огромную важность.

Об истории создания и разных постановках первого национального балета Чувашии зрителям рассказала солистка симфонического оркестра театра, ведущая Ольга Ханай.

Фестиваль чувашской музыки завершится 21 февраля премьерой этого сезона — балетом А. Галкина «Аттила», поставленным на Грант Главы Чувашской Республики. Балет был показан всего два раза и многим зрителям представится уникальная возможность увидеть эту яркую, сочную, интересную  новую постановку.

Без театра не могла прожить и дня

Томик Омара Хайяма в темно-синей бархатной обложке, маленький флакончик духов, изящные бусы, небрежно наброшенные на компьютер. Душистый мандарин, стопка архивных фотографий, пара прелестных сувениров-безделушек… Рабочий стол Эльзы Ивановой всегда был средоточием порядка и хорошего настроения, которым она заряжала весь Чувашский театр оперы и балета, ставший её домом на долгие десять лет. Десять лет программок, пресс-конференций, афиш и трудного, порой непосильного труда. Наверное, многие даже не подозревают о том, чего стоит работа литературно-драматургической части, и сколько бессонных ночей скрыто за глянцевыми страницами буклетов, текстами рецензий и строками вступительных слов. Она ушла из жизни 28 ноября, под блеск и аплодисменты XXIV Международного оперного фестиваля им. М. Д. Михайлова. Кажется, в воздухе до сих пор витает аромат ее любимого кофе.
Несмотря на невероятную скромность, Эльза Ильинична всегда лучилась аристократизмом, впитанным ею ещё в студенчестве. И дело не только в польских корнях, которыми она очень гордилась, библиотечном факультете Московского института культуры, но и в неповторимой атмосфере тогдашней столицы. Здесь действительно собирались все: дипломаты, художники, актеры, поэты… Например, она нередко рассказывала о своей дружбе с писателем Василием Шукшиным. Национальные темы всегда вызывали у него особое любопытство, так что он сразу заинтересовался симпатичной и кокетливой девчушкой из Чувашии. Или об учебе у легендарной телеведущей Валентины Леонтьевой, той знаменитой «тети Вали», какой ее знали все советские ребята. Или о частых походах в «Большой» и «Ленком», а также бесчисленных знакомствах с культурными деятелями нашей республики. Правда, это уже на рабочем «посту» в отделе искусств Национальной библиотеки Чувашии.
Однако обрести себя ей удалось именно «у руля» литературно-драматургической части Театра оперы и балета, без которого она не могла прожить ни дня. И даже в дождливое воскресное утро, когда наступал долгожданный выходной, она спешила сюда. Это было взаимно, ведь к ней тоже шли: артисты за поддержкой и советом, будто она и есть та самая Мельпомена, художники почаевничать и угостить осенними грушами, режиссеры выслушать мнение об очередном новогоднем сценарии, гримеры посудачить о последних новостях, пожарники обсудить вчерашнюю премьеру, местные коты за молоком. Своими маленькими, теплыми руками она могла обнять целую вселенную и ничего не брала взамен. Сама же как-нибудь, между прочим. К счастью, большая семья с супругом, детьми, внуками и двумя кошками ее понимала.
Наверное, иначе было нельзя, ведь театр требовал много и жестко. Помнится, однажды перед открытием фестиваля вдруг спохватились, что забыли подготовить благодарности приглашенным участникам. Эльза Ильинична впопыхах набирала текст, в панике договаривалась с дизайнером и типографией, а пока все наслаждались спектаклем, носилась по театру в поисках печати. Еще ей постоянно приходилось быть в нескольких местах одновременно: встречать телевидение, водить журналистов по гримеркам солистов и уточнять состав исполнителей назавтра. И даже после фестивальных «горячек» – ни капли передышки. Проекты, отчеты, характеристики и репертуары не заставляли себя ждать… В последние месяцы она твердила лишь о том, как смертельно устала. Но иначе уйти из театра она не могла. Только под аплодисменты.
Мария Митина
«Советская Чувашия», № 218
17 декабря 2014 года

В юбилей артист предстанет сразу в двух образах

ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ В «ШЫВАРМАНИ»

Порой возникает ощущение, будто они с театром не могут жить друг без друга. То, с какой жадностью и творческим задором народный артист Чувашии Василий Васильев берется за каждый образ, вызывает зависть и восхищение. Причем масштаб партии значения не имеет – даже самый невзрачный, на первый взгляд, эпизод ему удается преподнести как исполнительскую драгоценность. Наверное, выходить на сцену с подобным отношением к роли способен лишь тот, кто родился в колыбели Мельпомены. 10 января один из самых оригинальных солистов Чувашского государственного театра оперы и балета отметил свое 80-летие.
Василия Васильева по праву можно называть живой легендой. Впервые он появился перед зрителем в 1960 году в постановке оперы «Шывармань», положившей начало музыкальному театру республики. После окончания Казанской консерватории пел в Чувашском ансамбле песни и танца, но страсть к театральным подмосткам одержала верх. И, как оказалось, не зря. Сегодня его уникальный тенор, способный на все, начиная от заискивающего Бомелия в «Царской невесте» и заканчивая неугомонным Куделько в «Марице», узнаваем из тысячи и уже вошел в «золотой фонд» голосов республики.
Более семидесяти образов, среди которых нет ни одного нелюбимого… Дети рукоплещут его озорному Волку в «Теремке» и задиристому Псу в «Бременских музыкантах», взрослые – хладнокровному Сполетте в «Тоске» и заводному Дружке в «Нарспи». А чего стоит уморительный «бег с препятствиями» его адвоката Блинда в «Летучей мыши»! Когда в заключительной картине, поняв, что пора «делать ноги», он стремительно проносится по сцене на дрожащих «полусогнутых» и, лихо перемахнув через скамейку, пулей влетает в кулисы, зал гудит от восторга. Или до чего же хорош его пронырливый Ерошка в «Князе Игоре», вечно сующий свой длинный нос куда попало!
Кстати, свой юбилей Василий Васильев отпразднует на сцене, блистая в партиях Юродивого и Мисаила в опере «Борис Годунов» 7 февраля. Образы блаженного старца и бродячего монаха оказались особенно близки исполнителю. Быть может, потому что сочетание несочетаемого, а точнее, пронзительной, щемящей трагедийности и здорового, фонтанирующего комизма, да еще и в одном спектакле, и есть самое захватывающее для настоящего артиста?

Мария МИТИНА

Опубликовано: 4 февраля 2015 г.

Восходя на танцевальный Олимп

Как сейчас помним: 2002 год, апрель, VI Международный балетный фестиваль, «Баядерка»… Премьера одного из самых блистательных сочинений Людвига Минкуса прокатилась волной виртуозных па, изысканных сюжетных наслоений и до безумия выразительных тем. «Ничто не забыто – ни танцы, ни миманс, ни слон, ни шахматы, ни тигр, ни алмеи с попугаями. Все пущено в дело, «как учили». Трудно представить, чтобы в каком-то из нестоличных театров страны сумели бы сегодня поставить и исполнить балет такой красоты и силы», — сыпалось со страниц прессы. С того удивительного вечера прошло более десятка лет. Многое изменилось, на репертуарной башне зажглись гирлянды новых спектаклей, но воспоминания о чудесном событии, событии с большой буквы, по сей день горят внутри каждого из нас. Вечер 29 мая нахлынул ретроспективой в хореографическое прошлое республики, взбудоражив в исполнительских и зрительских душах вечное, светлое и незабвенное. А «виной» тому стала заслуженная артистка России и Чувашии, лауреат Государственной премии Творческий вечер Татьяны АндреевойЧувашии Татьяна Андреева. Творческий вечер примы можно было сравнить с восхождением на вершину танцевального Олимпа. Ведь только там, под куполами божественных облаков, царит подлинная гармония… гармония классики. С одной стороны, в век нестандартов и антиакадемизмов, экспериментальных смелостей и категоричных взглядов подобный расклад несколько обескураживает. Дескать, неужели такое ещё сохранилось? Но, с другой стороны, всё получается как нельзя более логично и закономерно: солисты «по типу» Татьяны Андреевой всегда «ратуют» за классику, не изменяя своему воспитанию, творческому мировосприятию и некой хореографической дисциплинированности, которой нам так не хватает сегодня. Именно это отметили в своих поздравлениях Министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Вадим Ефимов и старший коллега нашей примы, восхитительный премьер, народный артист Чувашии Юрий Свинцов.
Итак, на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета раскинулся аляповатый, испещрённый восточными узорами ковер Второго акта «Баядерки». Органично и образцово звучал дуэт Гамзатти и Солора в воплощении Марианны Чемалиной и солиста Пермского академического театра оперы и балета им. П. Чайковского, лауреата международных конкурсов Сергея Мершина. Ослепительной вспышкой засветились Золотой божок, окружённый шумной толпой индийской детворой, и необузданный Индусский танец. Заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская как всегда высекала искры энергии, экзотического темперамента и внутреннего жара. Её неукротимую, поистине дикую страсть «подзадоривали» Карим Мубаракшин и Булат Гатин, неистово бьющие в таблы и ни на минуту не прекращающие свой бег. Но кульминационным центром этой калейдоскопичной картинности прорвалась, конечно, Никия. В претворении Татьяны Андреевой героиня была подобна хрупкому хрустальному сосуду, до краёв наполненному горечью и невыразимой, щемящей тоской. Она подступала к горлу и извергалась в пронзительный монолог, переплетающийся с печальной песней виолончели. Низкая, приглушённая мелодия взметалась ввысь, словно встрепенувшаяся голубка, и тут же обессилено ниспадала в музыкальную пропасть, не в силах удержаться на пике.
Заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова обратила партитуру в траурный саван, будто заранее укрывающий Никию своим мертвенно холодным крылом. Но изломанные виолончельные фразы, беспомощно пытающиеся подняться из оркестровой бездны, лишь имитировали немое хореографическое соло. И даже залихватская предкаденционная весёлость обернулась весёлостью на грани… весёлостью, захлёбывающейся невидимыми слезами и бездонным отчаянием. Лёгким лебединым пером взметнулся Ноктюрн из «Шопенианы» в воплощении балетной труппы театра. Нежнейшим бисквитом, увенчанным четырьмя воздушными безе, задышал Па-де-катр на музыку Цезаря Пуни в исполнении Марианны Чемалиной, Анастасии Абрамовой, Анны Серёгиной и, конечно, Татьяны Андреевой. И вроде сделано всё возможное и невозможное, сказано много и веско, выверено точно до хореографического миллиграмма. А что же впереди? Только сказочный бал. Бал «Золушки» Сергея Прокофьева, о котором, наверное, мечтает каждая фрейлина великой Терпсихоры.

Мария МИТИНА

Уважаемые зрители!

Будьте в курсе всех событий. Подпишитесь на рассылку, получайте уведомления на e-mail.
Подписаться
Мы будем информировать вас о всех мероприятиях проходящих в нашем театре.
close-link