…Под пронзительный лязг дребезжащих костей и скулящий голос ветра на лесной поляне разворачивалась смертоносная пляска. Кого там только не было! Черти, бесы, бесчисленные божества загробного мира кружились в яростном вихре. Их длинные хвосты рассекали воздух подобно сотням хлестких плеток, зрачки ехидно прищуренных глаз сверкали в ночной темноте пугающими колдовскими огоньками, острые, будто наточенные рога, казалось, доходили до самых небес. Смертоносному урагану, сносящему на своем пути все до последней травинки, не было конца… Это один из самых зрелищных фрагментов балета Ф. Васильева «Сарпиге», продолжившего Фестиваль чувашской музыки 3 февраля.
Словно широкое узорчатое полотенце, на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета развертывалось красочное действо, покоряющее выразительностью хореографии с элементами национального танца (балетмейстер-постановщик – заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская), радужностью костюмов, выполненных в технике батика, и цветастыми, словно подсвеченными изнутри декорациями (художник-постановщик – заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин Федоров). Заводные игрища деревенской молодежи с изобилием задорных подскоков и прыжков сменялись плавными женскими хороводами, языческими обрядами и детскими прибаутками. Архаика и современность слились в причудливом синтезе (напомним, что над партитурой Федора Васильева поработала молодой московский композитор Анна Стрельникова, дирижер-постановщик балета – заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова), так что музыкальное сопровождение завораживало слух стремительностью темпов, упругостью ритмов, пряностью гармонических оборотов и, конечно же, пикантностью чувашской пентатоники.
Ярким контрастом картинам народных гуляний выступили зарисовки рогато-хвостатого войска, лениво выбравшегося на лунную поляну из своих трущоб. Вместо того, чтобы добросовестно нести адскую службу, стражи тьмы еле-еле волочили ноги, засыпая на ходу. Ни ожесточенная дробь ударных инструментов, ни свист деревянных духовых, ни оглушительные вопли медных, ни ласковые уговоры струнных не могли взбодрить эту «бравую» армию. Лишь Богу смерти Эсреметю (Дмитрий Ведерников) и его дочери Саххе (Ольга Васильева) удалось растормошить своих зевающих, безмятежно похрапывающих и посапывающих солдат. Вот тут-то и началась настоящая вакханалия с энергичными взмахами рук, изощренными вывертами колен и экзальтированными притопами. А чего стоила тройка очаровательных чумазых чертенят (Елена Перцева, Анастасия Матвеева, Юлия Воронина), устраивающих в чаще леса свои хулиганские забавы! Их партия – сплошной характерный танец, построенный на озорных подскоках, комических позах, потешных дразнилках и шуточных гримасах.
Душой балета можно назвать дуэт Сарпиге и Сардивана в исполнении народной артистки Чувашии Татьяны Альпидовской и лауреата Государственной молодежной премии Чувашии Дмитрия Полякова, с успехом справляющихся с этими непростыми, требующими высокой техничности и незаурядного артистизма партиями. Дуэт героев был пронизан лиризмом и теплотой, движения непрерывным потоком перетекали одно в другое, сплетаясь в витиеватый рисунок. Самым трогательным фрагментом их хореографического диалога стал эпизод, когда Сардиван принялся бережно покачивать возлюбленную на дуге деревянного коромысла, словно пытаясь унести ее прочь от печалей и горестей.