В Чебоксарах «Золушка» вошла в программу апрельского XXI Международного балетного фестиваля, а до этого успела побывать на зарубежных гастролях. В этом году Фестиваль был посвящен 50-летию основания балетной труппы. Возраст солидный – уже сформирована своя летопись труппы, берущей начало из так называемого «чувашского класса», обучавшегося в Ленинградском хореографическом училище. Практика набора таких национальных классов в советских балетных школах была повсеместной. Получив диплом танцовщика, вчерашние выпускники возвращались и ковали балетное искусство в родных краях, становясь первыми профессиональными артистами периферийных театров. Спектакль подтвердил, что труппа, переступая полувековой рубеж, находится в хорошей профессиональной форме, имеет в своем составе молодых перспективных артистов, а это гарантия жизни любого коллектива.
Трехактная партитура Прокофьева сжата Салимбаевым до двух действий. С горечью говорил балетмейстер о необходимости сокращения музыкального материала и огромном желании вернуться к не вошедшим в балет сценам. Для хореографов региональных театров, ведущих свою творческую жизнь вдали от государственных щедрот, такие компромиссы, увы, часть работы. Как правило, сокращения продиктованы требованиями зарубежных импресарио и численными возможностями труппы. Однако у последнего обстоятельства есть и положительный аспект: дефицит кадров заставляет фантазию балетмейстера (а у Салимбаева она бьет ключом) работать с удвоенной силой и находить небанальные решения для ансамблевых сцен.
Хореографическая мысль следует за музыкальной драматургией. Немало музыкальных нюансов было высвечено Салимбаевым и преподнесено в авторском, самобытном, ключе. Как всегда, нежны и невероятно сложны дуэты – таков финальный танец героев, изобилующий верховыми поддержками.

Мачеха – Элеонора Чалигава, Сестры – Ангелина Мишарина, Виктория Севоян.
Фото Сергея Михайлова
Одним из главных достоинств спектакля можно назвать замечательно крепкий сценарий: внятное сюжетное повествование на балетной сцене сейчас большая редкость. Внутренняя логика либретто, выстроенного балетмейстером без внезапных скачков и утомительных длиннот, ведет историю к финалу, не выпуская из виду ни один персонаж. Золушка (Анна Серегина) в этой сказочной истории мечтает, а главное, прекрасно умеет танцевать на пуантах. Совершенно не приспособлены для танца Сестры-кривляки (Ангелина Мишарина, Виктория Севоян) и высокомерная Мачеха (Элеонора Чалигава). Для этого в дом приглашен Танцмейстер (Максим Гуртовых), но и он не в силах научить танцевать это вечно спорящее между собой бестолковое трио, что, впрочем, ничуть не мешает ему в полном составе отправиться на бал. Тут на помощь Золушке приходит волшебство Феи (Анастасия Абрамова) и ее свиты: юноши Времена года (эта же четверка в самом начале спектакля изображает друзей Золушки – мышей) дарят ей все, что может понадобиться приличной девушке на балу, включая пуанты. Там ее танец, конечно, покоряет Принца (Алексей Рюмин), но полночь разлучает героев. Однако любовь, как это иногда случается и в жизни, сама находит Золушку, и она, словно по мановению волшебной палочки, оказывается рядом с Принцем. Дуэт Золушки и Принца венчает спектакль: герои исполняют его на фоне звездного неба (сценография Валентина Федорова) во вполне современных одеждах, ведь история эта могла произойти хоть сейчас, хоть двести лет назад. Финал, закольцовывая повествование, обращает нас к началу балета, когда маленькую испуганную девочку брала под свое покровительство чудесная Фея, только теперь каждая девочка, вышедшая на сцену, находит свою добрую волшебницу – все, кроме одной, но для этого ребенка феей становится сама Золушка. Ведь у каждого из нас есть шанс стать волшебником, протянув руку помощи.

Золушка – Анна Серегина, Принц – Алексей Рюмин. Фото Сергея Михайлова

Финальные поклоны. Фото Сергея Михайлова
20.04.2017 Вероника Кулагина