Начало апреля ознаменовалось в Чувашии завершением юбилейного XX Международного балетного фестиваля. За немалый срок у этого значимого для Республики события появилась своя публика. Еще каких-то пять лет назад чебоксарский зритель с опаской относился к словосочетанию «современная хореография», теперь же эти балеты привлекают поклонников танца ничуть не меньше, чем нетускнеющая классика.
Открылся фестиваль именно ей – нетленным шедевром Петипа «Спящая красавица» в редакции художественного руководителя балетной труппы Данилы Салимбаева. Перед постановщиком стояла непростая задача: сжать балет до двух актов, адаптируя его под возможности (также численные) труппы. Спектакль лишился вариаций фей, пантомимного диалога феи Сирени с феей Карабос из Пролога, не было танцев пажей, финал балета оказался малочисленнее, чем того требует балет-феерия.

Сцена из балета “Спящая красавица”
Однако в основных своих сценах спектакль сохранен и может дать представление о пышности Императорского балета прошлого века. Художник Валентин Федоров насытил декорации воздухом и светом, поиграв стилями барокко и классицизм. Костюмы, выполненные по эскизам художника Нины Федоровой, оказались слишком яркими и диссонировали с акварельным настроением старой сказки, но этот недочет можно исправить, чуть-чуть поддув яркую ткань.

Вальс из балета “Спящая красавица”
Молодые солисты театра Анастасия Абрамова и Тимофей Федоренко убедительно выступили в партиях Авроры и Дезире, требующих, кроме владения техникой танца, рафинированной утонченности. Труппа уверенно показала себя в дивертисменте заключительного акта: деликатно и чисто исполнили па-де-де Голубой птицы и принцессы Флорины Анна Серегина и Дмитрий Поляков, хороши были в дуэте Белой кошечки и Кота Ульяна Альпидовская и Алексей Рюмин, в настоящих сказочных героев Волка и Красную шапочку перевоплотились Ксения Казарчук и Виталий Архипов. Сложнейшие танцы Камней были слаженно исполнены танцовщицами В. Севоян, Л. Захаровой, В. Гудаевой. И, конечно, нельзя не отметить работу детской балетной студии театра, ученики которой украсили спектакль, замечательно станцевав Вальс первого акта и танец Мальчика-с-пальчик с братьями, посягнувшими на сапожищи Людоеда (Г. Виноградов).

Анастасия Абрамова – Аврора, Тимофей Федоренко – Дезире
За современную хореографию в этом году отвечали две труппы. Марийский театр оперы и балета привез «Мастера и Маргариту» в постановке эстонского балетмейстера Май-Эстер Мурдмаа, московский театр «Новый балет» показал «Зимнюю розу», созданную специально для молодого коллектива петербургским хореографом Константином Кейхелем.
В первом проступила строгая режиссерская концепция и рука уверенного мастера, во втором увлекла медитативная пластика.

Сцена из балета «Мастер и Маргарита»
Марийский театр, шестнадцать лет руководимый Константином Ивановым, нашел свой репертуарный путь, и «Мастер и Маргарита» на нем – постановка вполне закономерная. Это не первая работа Мурдмаа с балетной труппой театра – в репертуаре есть «Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты». Спектакль по роману Булгакова хореограф поручила труппе, окончательно освоившей ее пластический язык. Солисты театра продемонстрировали профессиональный уровень, достойный столичных площадок.

Сцена из балета «Мастер и Маргарита»
«Новый балет», обновивший руководство (ныне его осуществляет Павел Нестратов), ищет свое творческое лицо, приглашая к сотрудничеству прозвучавших в балетном мире балетмейстеров. В «Зимней розе» просчеты режиссуры с лихвой компенсируются манкостью хореографического текста и азартным исполнением молодых увлеченных танцовщиков.

Сцена из балета “Зимняя роза”
Завершился фестиваль по традиции гала-концертом, как всегда, наряду с приглашенными звездами из Москвы и Петербурга, в нем участвовали хозяева фестиваля. Данила Салимбаев показал два новых номера: «Спящий» (музыка Шопена) рассказал драматическую историю ухода из жизни одного из двух любящих людей, и «Бонни и Клайд» (музыка Пьяццоллы) – о всем известных антигероях. В первом Она (А. Серегина), оставшаяся на сцене после Его (Д. Поляков) смерти, становилась навсегда лишь половиной самой себя, в любви два человека были одним целым. И второй номер заканчивался гибелью, однако здесь она была вполне закономерна, а потому не вызвала внутреннего протеста: преступники Бонни (опять же в исполнении А. Серегиной) и Клайд (А. Рюмин), чьи преступления подернулись романтическим флером благодаря их чувству, замирали под градом пуль.

«Бонни и Клайд» в постановке Данилы Салимбаева
Порадовал публику новым творением «Иные. Право на любовь» на музыку Моцарта Айдар Хисамутдинов. Дуэт со множеством сложнейших поддержек, на которые балетмейстер, он же исполнитель, мастер, вполне мог бы быть назван лирическим, если бы не остросоциальная направленность. Вместе с Татьяной Альпидовской хореограф рассказал историю любви, запертой в стенах психиатрической клиники.

«Иные. Право на любовь» в постановке Айдара Хисамутдинова
Частый и желанный гость фестиваля, танцовщик Большого театра Андрей Меркурьев, давно и успешно пробует свои силы на ниве балетмейстерского искусства. В концерт вошли два его номера: оба неоклассические, один с говорящим названием «Гала» на музыку Грига, другой – дуэт из сравнительно недавнего балета «Крик» (музыка М. Рихтера). В обоих партнершей Меркурьева выступила балерина Большого театра выразительная Диана Косырева. Оба номера еще раз подтвердили статус Меркурьева как талантливого танцовщика и не менее одаренного постановщика. Хороший вкус, профессионализм, свободное владение хореографическими стилями – вот черты, отличающие постановки хореографа.

«Гала» в постановке Андрея Меркурьева
Двадцатилетний фестивальный рубеж с успехом пройден. Впереди новые хореографические встречи, а значит, новые открытия!
Вероника Кулагина
Фото предоставлены
Чувашским театром оперы и балета