Вместо кринолинов, корсетов и вееров – толстовки, кожанки и рэперские трико, вместо париков, шляпок и диадем – бейсболки, банданы и шапки футбольных фанатов. Все это – «Фиалка Монмартра» в постановке Государственного театра оперы и балета Республики Коми. Спектакль был выпущен в свет совсем недавно, в апреле 2021 года, но уже завоевал любовь и признание публики, причем не только в Сыктывкаре. 28 октября одна из лучших оперетт Имре Кальмана была показана в Чувашском государственном театре оперы и балета, а буквально накануне, 19 октября – в Москве на сцене театра Новая Опера имени Е.В. Колобова в рамках VI Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку».
«Мы хотели поставить современный спектакль, цепляющий молодежь и вызывающий желание прийти к нам снова. Тем более что сам материал это позволяет, герои «Фиалки» – молодые поэты, художники, музыканты, стремительно бегущие по жизни навстречу своей мечте», – рассказал в интервью главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Илья Можайский. И действительно, постановщики говорят со зрителем на живом, доступном языке, превращая сценическое повествование в искрометный поток жизненных зарисовок, когда каждая мизансцена – это про нас, и делают все, чтобы мы не заостряли внимание на трудностях, ложащихся на плечи артистов. Пространство сцены занято мольбертами, рамами, холстами и манекенами (сценография – заслуженный работник культуры Республики Коми Юрий Самодуров, костюмы – Наталия Кравченко), которые с легкостью передвигаются с места на место, так что герои попадают то на мансарду, то на парижские улочки, то в театральное закулисье. Богатством цвета и тона пленяет глаз световая партитура (художник по свету – Нелли Сватова), придающая визуальной картинке дополнительный объем и особую эффектность.
Однако, по словам артистов, при всей свободе и непринужденности подачи материала работать над спектаклем было отнюдь не просто. Так как «Фиалка Монмартра» – это не столько оперетта, сколько опера-мюзикл, она требует от исполнителей как крепкой вокальной базы, так и хороших актерских и пластических навыков. А ввиду того, что оркестр под управлением маэстро Никона Родюкова, облаченного в джинсы и футболку, располагается прямо на сцене, и певцы начисто лишены возможности смотреть на дирижера, их арии, ансамбли и хоры должны быть доведены до автоматизма, что и продемонстрировали гости.
Лауреаты международных конкурсов Иране Ибрагимли (Виолетта), Дарья Гапонова (Мадлен), Николай Калашников (Рауль), Игорь Земской (Анри) и Борис Калашников (Марсель) успевали не просто петь и двигаться, а одолевать развернутые танцевальные номера с набором технически сложных комбинаций, расцвечивающих остроумные разговорные диалоги и выразительные вокальные партии. Не меньше приглянулись публике заслуженные артисты России Ольга Сосновская и Геннадий Муралев, Николай Глебов и Максим Палий, Сергей Журков и Юрий Баянбаев. Несмотря на то, что их персонажи относятся к группе второго плана, портреты героев, созданные в лучших традициях характерных ролей с виртуозным отыгрышем мизансцен, большой долей эксцентрики, юмора и самоиронии, надолго останутся в памяти чебоксарцев.