Он прибегает на репетиции с чемоданом новых идей, желающим горы свернуть и ни на секунду не сомневающимся в том, что это реально. Артисты любят его за силу творческой энергии, ученики – за щедрость и редкое жизнелюбие, зрители – за открытость и теплоту высказывания. Его душа действительно не знает возраста, хотя 60 лет на жизненном пути и 30 лет на посту режиссера Чувашского государственного театра оперы и балета – даты серьезные и внушительные.
Заслуженный работник культуры Чувашии Анатолий Ильин окончил актерское отделение Московского театрального училища им. М. С. Щепкина (класс профессора В. Смирнова, 1978) и режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Г. Ансимова, 1983). Сегодня на его счету более тридцати постановок как на музыкальной, так и на драматической сцене: в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля («Золушка» А. Спадавеккиа, «Летняя ночь» Н. Арбана), в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова («Мельник – колдун, обманщик и сват» Н. Фомина, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского), в Учебном театре Чувашского государственного института культуры и искусств, где мастер выпустил свой актерский курс.
Родному театру Анатолий Ильин подарил более десятка премьер. Это «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (одна из первых и потому особенно любимых работ), концертная версия оперы Дж. Верди «Дон Карлос», посвященная юбилею заслуженной артистки России, народной артистки Чувашии Марии Елановой. Также с легкой руки Анатолия Ильина обретали сценическую жизнь произведения чувашских композиторов – «Иван Яковлев» А. Васильева, «Ночь перед Троицей» Г. Лебедева, «Сирень» Ю. Кудакова, «Лебедушка» Г. Максимова, «Анаткасра» Г. Терентьева, «Под душистой сиренью» Н. Сидорова. Многие спектакли уже покинули репертуар, но память о них по сей день хранится в сердцах зрителей.
Целая плеяда постановок – в репертуаре Бурятского государственного академического театра оперы и балета, куда в 2004 году Анатолий Ильин был приглашен на должность главного режиссера. Среди них оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Волшебник изумрудного города» А. Мироненко.
Отдельная глава режиссерской книги – «легкий жанр» (который, впрочем, только зовется легким, а на самом деле требует от постановщика недюжинной изобретательности). Он представлен опереттами Ю. Милютина «Девичий переполох», К. Миллекера «Нищий студент», И. Кальмана «Сильва». Красочный, словно подсвеченный солнцем образ неунывающего шутника и балагура Бони стал лучшей работой Ильина-актера. Наблюдая за тем, как беззаботно этот галантный джентльмен во фраке, шляпе-цилиндре и с тросточкой в облаченных в белые перчатки руках распевает свои куплеты, самозабвенно и непосредственно порхая вокруг Стасси и возбужденно жестикулируя в порыве пылких чувств, невозможно не поддаться обаянию героя. Его внутренний огонек согревает зрителей, делает их лучше, заставляя влюбляться в каждый миг жизни, не взирая на ее быстротечность.
Душевностью и трепетом проникнуты беседы Анатолия Ильина с маленькими зрителями. Жанр музыкальной сказки, словно самый преданный друг, сопровождает его на протяжении всего творческого пути, начиная дипломной работой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» В. Плешака и заканчивая представлениями у новогодней елки. Сегодня на волшебном балу режиссера кружатся Белоснежка и семь ее верных гномов, нежная Ассоль и отважный Грей, находчивый Али-Баба и очаровательная Дюймовочка, утонченная Золушка и заводные Бременские музыканты, веселые жители Теремка и совсем не страшное Кентервильское привидение. Ребята с удовольствием вспоминают «Зайку-Зазнайку» Ю. Рожавской и «Муху-Цокотуху» Н. Лузгина. И какие бы козни ни строила героям судьба, их истории всегда заканчиваются торжеством света и радости.
Мария МИТИНА
«Музыкальный журнал», №6, 2016