Накануне нового 2016 года в Чувашском государственном театре оперы и балетасостоялась необычная премьера: впервые в детском репертуаре появилась лирическаяфантазия Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Впрочем, возрастной ценз спектаклянеограничен – и дошколята, и тинэйджеры, и взрослые способны увидеть в нём своё.
Импонирует уже сам выбор материала. Партитура, созданная композитором с огромной любовью к подрастающему поколению и пропитанная душистыми ароматами импрессионизма, оказалась как нельзя более актуальной для современных зрителей. Вопросы о добре и зле, поднимаемые в каждой сказке, заданы здесь иначе, не банально – «что такое хорошо, а что такое плохо». Оказывается, в мире всё неоднозначно, и даже у мамы (в спектакле она – деловая бизнес-леди с личным водителем), самого близкого человека на земле, не всегда хватает времени поиграть со своим ребенком.
Проект одержал победу в конкурсе по поддержке молодой режиссуры, организованном Министерством культуры России. В качестве режиссёра был приглашён Максим Иванов, недавно окончивший ГИТИС (мастерская народного артиста России Юрия Лаптева). Поразмышлять в рамках сказочного сюжета на философские темы, поговорить с публикой на серьёзном, совсем не детском языке – непростая задача для начинающего режиссёра. В творческом тандеме с балетмейстером, заслуженной артисткой России и Чувашии Еленой Лемешевской и музыкальным руководителем, заслуженным деятелем искусств Чувашии Ольгой Нестеровой работа кипела особенно интенсивно.
Для чувашской музыкальной сцены это настоящий эксперимент. Спектакль решён как музыкально-пластический очерк, в котором пряные импрессионистские гармонии и причудливые вокальные ходы переплетаются с замысловатым пластическим рисунком, заставившим солистов усиленно поработать над сценическим движением. В спектакле заняты как мастера оперной сцены (заслуженные артисты Чувашии Светлана и Константин Ефремовы, Ольга Вильдяева, Людмила Яковлева, Михаил Мокшанов), так и молодые исполнители. Среди них Татьяна Прытченкова, Татьяна Тойбахтина, Надежда Степанова, Иван Николаев, Юрий Волков, Илья Гурьев, Константин Москалёв, Андрей Михайлов, а также новички нынешнего сезона Анастасия Андреева, Максим Карсаков и Дмитрий Третьяков. Но самым ярким открытием стала Ирина Горбунова в образе Дитя. Исполнительнице очень точно удалось «ухватить» особенности детской пластики, когда тело словно на шарнирах, а неразвитость форм сочетается с удивительной гибкостью, резвостью и энергичностью. Добавьте к этому обезоруживающе улыбчивый и озорной взгляд, словно окатывающий вас шипящим кипятком, и богатую мимику, когда все эмоции на лице, и за их сменой не успеваешь уследить. В интервью после премьеры певица призналась, что обошла чуть ли не все детсады и школы города, наблюдая за поведением ребят.
Главный герой спектакля – непослушный мальчуган, днями напролет «зависающий» в компьютерных играх и не мыслящий ни минуты без айфона или планшета. В век передовых технологий, когда нам так не хватает порции горячего солнца, не мешало бы затеряться где-то в диком лесу, между раскалённым до предела солнечным диском и шелковистой травой. Заслуженный художник Чувашии Валентин Фёдоров помещает персонажей в пространство гаджетов и микросхем. Здесь и Китайская чашка в паре с Чайником-боксёром, отважно встающим на защиту своей дамы сердца, и обиженная Принцесса из вырванной книжной страницы, и Часы со сломанными стрелками, и грациозная Кушетка с суровым Креслом, и грустный, заливающийся слезами Клоун, и пушистая белая Кошечка с чёрным взъерошенным Котом, которого наш хулиган так любит таскать за хвост. У каждого из них свой пластический рисунок. А чего стоит безумный профессор Задачник! С взъерошенными волосами, в исчирканном формулами халате и с очками на носу, он буквально вырастает из-под земли в окружении толпы неугомонных дошколят, исполненных учащимися балетной студии театра под руководством Лидии Говорченко. Те хором выкрикивают арифметические несуразности и устраивают настоящее математическое нашествия, опутывая героя невидимыми нитями знаний.
Но разве может виртуальный мир, пусть и очень увлекательный, заменить солнечный луч, крадущийся по комнате, или щебет птиц в лесной чаще? Ответ на этот вопрос юный представитель поколения next находит во второй картине спектакля, где встречается с компанией зверят, не на шутку обеспокоенных его внутренним состоянием.
Исполнители знают мизансцены назубок, но вместе с тем сценическое повествование пропитано духом импровизации. Когда земля словно ускользает из-под ног, а под ней – пропасть, дающая простор для полёта чувств и поистине взрослых размышлений о дружбе, доверии, раскаянии и смысле нашего появления на свет.
Мария МИТИНА
«Музыкальный журнал», №3, 2016