С 17 по 25 октября в Чувашском государственном театре оперы и балета прошел XXIV Международный балетный фестиваль. Все фестивальные вечера посетил Глава Чувашии Олег Николаев. Праздник танца открылся премьерой национального балета «Дорога лебедей» («Хуркайӑк ҫулĕ»), осуществленной при поддержке Гранта Главы Чувашии. Главные партии в спектакле исполнили заслуженная артистка Чувашии Анна Серегина, лауреат Государственной молодежной премии Чувашии Дмитрий Поляков и лауреат Всероссийского конкурса Виктория Севоян. Ярким украшением сценического действа стали учащиеся детской балетной студии театра.
18 октября фестиваль продолжился показом балета Л. Минкуса «Дон Кихот». Театралы знают, что в романе М. Сервантеса, лежащего в основе либретто, благородный рыцарь Дон Кихот доминирует над остальными героями. В балете же он второстепенен, а сюжет закручивается вокруг озорной дочки трактирщика Китри и остроумного цирюльника Базиля. Их партии, по праву признанные одними из самых сложных в мировом балетном репертуаре, исполнили звезды Большого театра – заслуженная артистка России Евгения Образцова и Артемий Беляков. Солисты построили свои образы на тонком сочетании хлесткой самоиронии и романтической мечтательности. Кульминацией развития их дуэта стало знаменитое Гран-па из второго акта с целым каскадом фуэте. Графичность и кристальность танцевального рисунка, ювелирная выделка каждого движения, стройность форм и выразительность жестов – сегодня было все, о чем только могут мечтать ценители балетного искусства.
20 октября на чувашской сцене хозяйничали артисты Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Гости из соседнего региона показали в столице Чувашии балет А. Адана «Корсар». Выбрать для гастролей столь масштабный и многочисленный по составу спектакль – решительный и амбициозный шаг, на который хватит духу отнюдь не у каждой труппы. Масса технических трудностей, богатство образной сферы и захватывающая «клубочность» сюжета дают простор для постановочной мысли и требуют большого количества крепких, выносливых, профессионально подкованных артистов. Уникальность нижегородской версии «Корсара» в ее максимальной приближенности к поэме Дж. Байрона, лежащей в основе либретто и буквально дословно переведенной современным хореографом Морихиро Ивата на язык танца. Сердцевиной спектакля, несомненно, можно назвать конфликт Медоры, Конрада и Гюльнар в исполнении Татьяны Казановой, Андрея Орлова и Елизаветы Мартыновой, полных боевого задора, азарта и романтической страстности.
23 октября фестиваль украсила «Баядерка» Л. Минкуса. Зрители завороженно следили за сценическим действом, отправляясь вслед за героями то на нарядную площадь перед буддистским храмом, то в парадную залу индийского дворца, то в цветущий сад с изобилием фруктовых деревьев. Дуэт баядерки Никии и воина Солора в исполнении заслуженной артистки России Екатерины Кондауровой и Андрея Ермакова из Мариинского театра – сердце спектакля, живое, ранимое, бьющееся учащенно и взволнованно. Гости продемонстрировали не только искусное владение техникой, но и редкий артистизм, рассказав на языке хореографии историю, по силе эмоционального накала сравнимую с драматическим спектаклем. Воплощением коварства и тщеславия вторглась в мир влюбленных привыкшая ловить на себе восхищенные взгляды Гамзатти в исполнении Виктории Севоян – молодой, но уже достигшей больших успехов балерины, которой подвластны как острохарактерные, так и классические образы.
Гала-концерт 25 октября стал органичным сочетанием классики и современности. Золотым обрамлением программы были Адажио из «Щелкунчика» П. Чайковского и Па-де-де из «Дон Кихота» Л. Минкуса в исполнении солистов Московского театра «Кремлевский балет» Екатерины Первушиной и Егора Мотузова. Два контрастных по эстетике и содержанию номера привезли Елена Соломянко и Евгений Жуков из Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – выдержанное в строгих классических формах Па-де-де из балета Ц. Пуни «Эсмеральда» и оригинальную пластическую миниатюру «Следуй за мной» в хореографии самого Евгения Жукова.
Художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев тоже побаловал публику авторской хореографией. Проникновенно и лирично прозвучал его «Романс» на музыку Г. Свиридова, буквально пропетый народной артисткой Чувашии Татьяной Альпидовской и Алексеем Рюминым – настолько глубоко и тонко было прочувствовано ими каждое движение дуэта. Экстраординарным смешением стилей и направлений удивила его фантазия «Барокко» на музыку И.С. Баха, которую театралы помнят по концерту-открытию 61-го театрального сезона. Свежестью интерпретации и своеобразием постановочного решения впечатлили «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Образами страстных Фригии и Спартака из балета А. Хачатуряна «Спартак» взбудоражили зрителей заслуженная артистка России Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра, чей ансамбль можно назвать примером идеального сценического партнерства, когда солисты полностью доверяют друг другу и представляют собой неразрывное целое. Собранием эффектных поддержек и экстравагантных поз зацепило их Адажио из балета «Ледяная дева» на музыку Э. Грига. Бурными овациями встретила публика уже полюбившихся гостей из Нижнего Новгорода Елизавету Мартынову и Василия Козлова.
Были сегодня и большие открытия. К примеру, нельзя не отметить Алексея Рюмина – артиста многогранного, неординарно мыслящего, падкого на разного рода творческие эксперименты. «Лучшая мужская роль» на Республиканском конкурсе «Узорчатый занавес» за исполнение партии Аттилы в одноименном балете А. Галкина, победы на международных конкурсах в Германии, Италии и Венгрии свидетельствуют о его яркой артистической индивидуальности. На этот раз солист покорил сердца театралов не только высокоинтеллектуальным танцем, но и собственной хореографией. Его номер «Сизиф» на музыку Ф. Шопена стал настоящим драматическим монологом, в котором герой делится с нами размышлениями о смысле человеческого бытия.
Мария МИТИНА
Газета «Республика», 28.10.2020