Буйство ярких красок, калейдоскоп выразительных мелодий, роскошные декорации и костюмы, классический танец в лучшем своем проявлении… 23 октября XXIV Международный балетный фестиваль украсила «Баядерка» Л. Минкуса. Четвертый фестивальный вечер посетил Глава Чувашской Республики Олег Николаев.
Действительно, без этого спектакля, любимого тысячами чебоксарцев, неоднократно обласканного российской и республиканской прессой и награжденного Государственной премией Чувашии, невозможно представить настоящий праздник танца. Зрители заворожено следили за сценическим действом, отправляясь вслед за героями то на нарядную площадь перед буддистским храмом, то в парадную залу индийского дворца, то в цветущий сад с изобилием фруктовых деревьев. Дуэт баядерки Никии и воина Солора в исполнении заслуженной артистки России Екатерины Кондауровой и лауреата международных конкурсов Андрея Ермакова из Мариинского театра – сердце спектакля, живое, ранимое, бьющееся учащенно и взволнованно. Гости продемонстрировали не только искусное владение техникой классического танца, но и редкий артистизм, рассказав на языке хореографии историю, по силе эмоционального накала сравнимую с драматическим спектаклем.
Воплощением коварства и тщеславия вторглась в мир влюбленных блистательная, привыкшая ловить на себе восхищенные взгляды Гамзатти в исполнении лауреата Всероссийского конкурса Виктории Севоян – молодой, но уже достигшей больших успехов балерины, которой подвластны как острохарактерные, так и классические образы. Солистка стремительно набирает репертуар, разноплановый по стилистике и содержанию. Еще вчера она танцевала ведьму Сехмет в премьере балета «Дорога лебедей», а уже сегодня крутит фуэте во втором акте, и белоснежная пачка выгодно подчеркивает стройность ее форм.
Словно диковинная статуэтка, привезенная из заморских стран, – Золотой божок и факир Магедавея в воплощении Фарходжона Камолова, зависающего в воздухе в экзотических позах и проводящего бо́льшую часть сценического времени в эффектных прыжках. Огненным вихрем ворвался на сцену Индусский танец в исполнении Юлии Рункиной, Карима Мубарашкина и Булата Гатина. Воздушна и легка была Ульяна Альпидовская в образе Ману – шаловливой девушки с кувшинчиком. Даже Великий брамин (Геннадий Виноградов) и раджа Дугманта (Андрей Субботин), чьи партии статичны и сотканы в основном из мимики и жестов, были наделены недюжинной энергией и непреклонной внутренней силой.
А чего стоили рабы и охотники, невольницы и знаменитые тени из третьего акта! Нельзя не отметить огромную самоотдачу артистов кордебалета и солисток Анастасии Абрамовой, Марианны Субботиной, Вилены Десницкой, Анастасии Кирилловой и Анны Павловой, превосходно справившихся с вереницей развернутых танцев и больших па. Изысканным украшением спектакля стали воспитанники детской балетной студии театра, высыпавшие на сцену гурьбой шустрых арапчат. Несмотря на трагическую предрешенность финала, спектакль получился светлым, теплым, как пламя священного огня, и прозвучал гимном гармонии и красоте.
Мария МИТИНА
Фото Сергея МИХАЙЛОВА