27 сентября праздничным концертом-открытием 61-го театрального сезона Чувашский государственный театр оперы и балета распахнул свои двери после долгого перерыва. Особый интерес у публики вызвала исполненная впервые миниатюра «Барокко» на музыку И.С. Баха в хореографии художественного руководителя балетной труппы Данила Салимбаева, построенная на стыке эпох, стилей и направлений, от неоклассики до модерна, и ставшая примером экстраординарного взгляда на искусство классического танца. Номер был воспринят своего рода «затравкой» к перенесенному с апреля XXIV Международному балетному фестивалю, который пройдет с 17 по 25 октября и кроме шедевров мировой хореографии («Дон Кихот», «Баядерка», «Корсар», Гала-концерт) подарит мировую премьеру балета «Хуркайӑк ҫулĕ» («Дорога лебедей»), постановка которого поддержана Грантом Главы Чувашии и станет подарком к 100-летию образования Чувашской автономии.
Современная музыка, к тому же национальная (партитуру пишет чувашский композитор Андрей Галкин), – серьезное испытание не только для балетной труппы, но и для симфонического оркестра. Если классические произведения сыграны музыкантами не один десяток раз, то теперь – новые средства выразительности, стилистика, язык, порой настолько неожиданный и экстраординарный, что требует полного переосмысления игрового процесса, от приемов звукоизвлечения до штриховой техники. Либретто балета основано на сказках и древних легендах чувашского эпоса, объединенных в захватывающую историю о девушке Пинеслу, ее возлюбленном-солнышке Хӗвел и злой ведьме Сехметь, пытающейся помешать счастью героев. Партитура изобилует цитатами из народного песенного творчества, что накладывает отпечаток и на хореографический рисунок партий – в спектакле будет много чувашских танцев.
К слову, Андрей Галкин уже знаком нашим театралам. Он – автор музыкальных сказок «Али-Баба» и «Дюймовочка», пользующихся большой популярностью у маленьких зрителей, а также последней балетной премьеры театра – балета «Атилла. Рождение легенды», признанного по итогам Республиканского конкурса «Узорчатый занавес-2019» лучшим спектаклем года и уже показанный за пределами республики.
Фестиваль гастролям не помеха
2 октября балетная труппа театра с успехом выступила на V Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны». Вниманию самарской публики был представлен балет «Аттила. Рождение легенды». «Фестиваль «Волжские театральные сезоны» дает возможность самарскому зрителю увидеть спектакли ведущих трупп России и составить свое мнение о том, что происходит в театральной жизни страны сегодня, какие есть тенденции, как внедряются новые сценические формы. Наши театры в рамках форума могут увидеть, как работают их коллеги. Любой сценический коллектив развивается тогда, когда гастролирует и участвует в фестивалях, – это стимул к росту», – считает заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина.
География фестиваля удивила широтой и многообразием – в нем приняли участие более 15 коллективов из различных городов России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Брянск, Орел, Рязань, Кострома, Самара, Йошкар-Ола. Особенно отрадно, что Чебоксары появились на фестивальной карте не впервые: в 2016 году на сцене Самарского академического театра оперы и балета был показан наш балет «Тысяча и одна ночь» в постановке Давида Авдыша, получивший высокую оценку критиков и зрителей.
Прямая речь
30 сентября в Чувашском государственном театре оперы и балета состоялась пресс-конференция, посвященная фестивалю. На вопросы журналистов ответили художественный руководитель театра Дмитрий Банаев, художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев, главный художник Валентин Федоров, главный дирижер Ольга Нестерова. Несмотря на то, что основные силы СМИ в этот день были брошены на приезд в Чебоксары Председателя Правительства России Михаила Мишустина, в многофункциональном зале театра собралось более 30 человек. Специальными гостями встречи были студенты Чувашского государственного института культуры и искусств (руководитель – доцент кафедры народного художественного творчества Татьяна Андреева), а также педагоги и учащиеся Академии искусств г. Чебоксары.
«Во избежание рисков мы решили отказаться от сотрудничества с зарубежными гостями, но надо понимать, что лучшие артисты балета в любом случае находятся в России или из России. И, может быть, даже хорошо, что зрители увидят именно наших солистов из различных регионов страны. Все они танцуют ведущие партии мирового балетного репертуара, превосходно владеют современной хореографий, завоевывают места на конкурсах и получают престижные премии. С кем-то чебоксарцы уже знакомы, кто-то приедет к нам впервые», – рассказал Данил Вахапжанович.
В фестивале примут участие Евгения ОБРАЗЦОВА и Денис РОДЬКИН (Большой театра), Оксана СКОРИК и Андрей ЕРМАКОВ (Мариинский театр), Ирина ПЕРРЕН и Марат ШЕМИУНОВ (Михайловский театр, г. Санкт-Петербург), Елена СОЛОМЯНКО и Евгений ЖУКОВ (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Екатерина ПЕРВУШИНА и Егор МОТУЗОВ («Кремлевский балет», г. Москва), Баярма ЦЫБИКОВА и Эльдар ВАНДАНОВ (Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова, г. Улан-Удэ).
Не только отдельные лица
20 октября в фестивале примет участие Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина. Гости из соседнего региона покажут в Чебоксарах балет «Корсар» на музыку А. Адана, Р. Дриго, Л. Делиба и Ц. Пуни, премьера которого состоялась 14 декабря 2019 года. Уникальность спектакля – во множественном отличии премьерного «Корсара» от общепринятой версии, которая ставится в театрах мира с 1856 года.
Руководитель балетной труппы театра, хореограф-постановщик балета Морихиро Ивата (Япония) создал большой трехактный балет, максимально приближенный по духу и содержанию к поэме Байрона. Стоит отметить, что он уже ставил «Корсара» в Бурятском театре оперы и балета. Сегодняшняя работа стала для Морихиро Ивата возможностью учесть все нюансы и показать зрителю практически совершенный театральный продукт. «Во множестве театров идет «Корсар». Либретто в них переделано для балета и не совпадает с сюжетом Байрона. У нас сделано максимально по-байроновски. Либретто с этой целью написала Ольга Ивата. Я определил жанр новой постановки как балет-поэма. Потрясающий материал! Я рад, что по моей просьбе согласился дирижировать этот спектакль директор театра Александр Владимирович Топлов, с которым у нас ранее был опыт совместной постановки. Очень красивые декорации и костюмы. Приглашаю всех на это событие», – делится размышлениями Морихиро Ивата.
«Музыка Адана – особенная. В ней множество нюансов, подчеркивающих драматургию спектакля. Музыка по-настоящему «театральная». Морихиро Ивата как хореограф всегда интересен. Он очень тонко чувствует музыку, глубоко погружается в материал и, создавая классическую хореографию, насыщает ее теми акцентами, которые не могут не вызывать восторга у истинных почитателей балетного искусства», – говорит дирижер-постановщик, директор-художественный руководитель театра Александр Топлов.
Большой вклад в масштабность постановки внесли художники-постановщики. За сценографию спектакля отвечает главный художник Бурятского государственного театра оперы и балета Алексей Амбаев. Большую работу по созданию костюмов провела художник-модельер театральных костюмов Нижегородского театра оперы и балета Алла Шаманина. Часть костюмов для нового спектакля изготовлена в столичной мастерской Елены Нецветаевой-Долгалевой. В прошлом артистка Большого театра, Елена Долгалева создает высокотехнологичные костюмы высочайшего качества для Большого театра России, театра «Астана опера» и других театров страны.
Мария МИТИНА
Газета «Республика», 7 октября 2020