…А вакханалия продолжалась. Под пронзительный лязг дребезжащих костей и скулящий голос ветра на лесной поляне разворачивалась смертоносная пляска. Кого там только не было! Черти, бесы, бесчисленные божества загробного мира кружились в яростном вихре. Смертоносному урагану, сносящему на своем пути все до последней травинки, не было конца… Это одна из кульминационных картин балета А. Галкина «Дорога лебедей» («Хуркайăк çулĕ»), продолжившего Фестиваль чувашской музыки 6 февраля. Хотя его премьера состоялась совсем недавно, в октябре 2020 года, он уже признан национальным достоянием республики. Показ спектакля стал подарком к 60-летию заслуженного деятеля искусств Чувашии, члена Союза композиторов России и Чувашии Андрея Галкина, с которым активно сотрудничает наш театр.
Сегодня, в сложном XXI веке, необходимо поддерживать, развивать и продвигать национальные традиции, но нельзя при этом забывать об особенностях современного зрительского восприятия. В зале сидит другая публика, требующая новых постановочных средств. Возникает вопрос, как рассказать так, чтобы звучало актуально и свежо. С легкой руки художественного руководителя балетной труппы театра, дипломанта международных конкурсов Данила Салимбаева сюжеты всенародно любимых чувашских сказок, лежащих в основе либретто балета, обрели второе дыхание. Хореографическая речь балетмейстера полна причудливых оборотов, экстравагантных метафор и авторских афоризмов. Словно широкое узорчатое полотенце, развертывается на сцене красочное действо. В воздушный ковер кристальной, истинно европейской хореографии подобно тонкой паутинке вплетаются элементы чувашского танца. Сценография заслуженного художника Чувашии, лауреата Государственной премии Чувашии Валентина Федорова тоже пестрит национальными мотивами, от яркого чувашского орнамента на костюмах до белоснежных полотенец, свисающих с ветвей дуба Киреметь.
Заводные игрища деревенской молодежи сменяются плавными женскими хороводами и языческими обрядами. Но вот на сцене появляются скромная Пинеслу (заслуженная артистка Чувашии Анна Серегина) и отважный Хӗвел (лауреат Государственной молодежной премии Чувашии Дмитрий Поляков). Их дуэт пронизан лиризмом и теплотой, движения непрерывным потоком перетекают одно в другое, складываясь в витиеватый рисунок. Данил Салимбаев мыслит не только как балетмейстер, но и как чуткий драматический режиссер, виртуозно играющий воображением зрителя. Например, портрет ведьмы Сехмет (лауреат Всероссийского конкурса Виктория Севоян) решен в технике остроумного шаржа с жутким круговорот ритуальных плясок. Энергичные взмахи рук, изощренные выверты колен и экзальтированные прыжки делают зарисовки дьяволицы и ее свиты зрелищными и самобытными.
Дирижерская кисть лауреата международных конкурсов Дмитрия Банаева живописует колоритными, броскими мазками. Архаика и современность сливаются в уникальном синтезе, завораживая слух стремительностью темпов, упругостью ритмов, пряностью гармонических оборотов, неисчерпаемостью тембрового богатства, причудливостью ритмических фигураций и, конечно же, пикантностью чувашской пентатоники, что позволяет открыть музыкальную Чувашию с новой, неожиданной стороны.
Мария МИТИНА
Фото Бориса АНДРЕЕВА