Его творческий почерк отличают глубина, ясность и лаконизм, что позволяет ему быть широко востребованным не только в Чувашии, но и далеко за ее пределами. Оформленные им спектакли с успехом идут в Москве, Новосибирске, Курске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Улан-Удэ, Астрахани, Кемерово и даже в США. Он – лауреат Государственной премии Чувашии в области литературы и искусства и пятикратный победитель Республиканского конкурса «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая сценография». Также в числе памятных наград – Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Все это про заслуженного художника Чувашии Валентина Федорова, которому 2 июля исполняется 60 лет!
Таких, как Валентин Васильевич, всегда «отрывают с руками». Выпускник Школы-студии МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко, где его педагогами были подлинные легенды театральной России, главные художники Большого театра Валерий Левенталь и театра «Ленком» Олег Шейнцис, он уже в первые годы работы в Чебоксарах стал лауреатом Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа). Придя в 1989 году на пост главного художника нашего театра, сразу включился в процесс и на протяжении всех этих тридцати лет оказывал непосредственное влияние на формирование его творческого лица.
Сегодня Валентин Федоров – автор сценографии более чем к 80 спектаклям, среди которых первый чувашский мюзикл «Нарспи». Художник, к сотрудничеству с которым стремятся ведущие представители отечественной музыкальной индустрии, в числе которых известный российский композитор и продюсер Ким Брейтбург, пригласивший его в постановочную команду мюзикла «Дубровский», и знаменитый композитор Александр Журбин, лично посетивший оренбургскую премьеру своего мюзикла «Биндюжник и Король», оформленного Валентином Васильевичем. Творец, с завидным постоянством заставляющий говорить о себе журналистов и критиков со всего мира.
«Russian Designer Valentin Fedorov, of the Chibaksari Opera House and a graduate of Bolshoi Theater Design School, created Moscow Ballet’s fanciful 10-inch tall animal puppets and backdrops, which have a 3D effect», – читаем о его декорациях к балету «Щелкунчик» в газете «Bethlehem Press» (Пенсильвания, США).
«Художник Валентин Федоров соорудил на сцене райские кущи разомлевшего в сонной одури Замоскворечья. Тут и вечные купеческие заборы, и ворох пуховиков и подушек, по острию забора разгуливает зубастый кот-баюн. Музицируют на фоне наливных яблочек и сентиментальные медведи-струнники», – отмечал работу художника в балете «Женитьба Бальзаминова» театровед Андрей Хрипин (журнал «Театр», Москва).
«Костюмы Валентина Федорова, выполненные в традициях этнофутуризма, завораживают симбиозом диковинной, почти музейной архаики и молодежной повседневности. Творческое «я» художника замерло на краю XXI века и с любопытством оглядывается назад, дотягиваясь карандашом до истоков чувашской культуры из нашей глянцевой современности», – писала об оформлении балета «Сарпиге» музыковед Мария Митина (журнал «Страстной бульвар», Москва).
«Вслед за сплетением сюжета предстают перед нами роскошные и таинственные сады и интерьеры. В сумеречные тона вкрапляется мерцание золота и серебра. Сильное впечатление зритель получает именно от цветового великолепия и декоративного изыска, характерного для Востока», – высоко оценила сценографию в балете «Баядерка» кандидат искусствоведения Антонина Мордвинова (книга «Мастера театрального искусства», серия «Библиотека Президента Чувашской Республики»).
* * *
Дорогой Валентин Васильевич! Коллектив театра сердечно поздравляет Вас с юбилеем! Пусть все ваши замыслы, сверхидеи и планы неизменно обретают яркое и достойное воплощение. Пусть жаркий огонь вдохновения, пылающий в Вашей груди, никогда не гаснет. Наша республика, несомненно, может гордиться Вами. А мы, в свою очередь, будем гордиться тем, что существуем в одном театральном пространстве с таким превосходным Мастером.