На сайте обновляется информация. Некоторые страницы могут содержать неточную информацию. Приносим свои извинения.

Тысяча мгновений балета

С 22 по 26 апреля в Чувашском государственном театре оперы и балета при поддержке Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии прошел XVIII Международный балетный фестиваль. Фестиваль сложился как никогда удачно и многочисленно. Прозвучало громкое и безоговорочное зрительское тутти: аншлаги буквально «захлёстывали» зал, не оставляя даже надежды на свободные места. Репертуар балетной труппы республики богат и классическими, и современными спектаклями, к которым в последние годы так пристрастился чувашский зритель. В классической афише театра есть «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», показанное в рамках фестиваля с участием звёзд двух главных сцен России. Солистка Большого театра, народная артистка России Мария Аллаш исполнила «двуликую» роль Одетты-Одиллии. Главные мужские партии танцевали солисты Мариинского театра: Зигфрид – заслуженный артист России Игорь Колб, Ротбарт – заслуженный артист России Илья Кузнецов, Шут – лауреат Международного конкурса Григорий Попов.
Хэдлайнерская премьера фестиваля – «Тысяча и одна ночь» в постановке Давида Авдыша. Его экспериментаторский балет «Мастер и Маргарита» и многочисленные шоу звёзд российской эстрады, среди которых Валерий Леонтьев и Алла Пугачёва, Лариса Долина и Филипп Киркоров, принесли Авдышу славу модного хореографа. А ещё в его балетмейстерской биографии были «Щелкунчик», «Легенда о Тиле», «Тщетная предосторожность», «Петрушка», «Байтерек» и тесное сотрудничество с Евгением Плющенко. «Корсара», эффектно дополнившего классическую линию чебоксарского балетного форума, привёз Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева в постановке художественного руководителя коллектива, народного артиста России и Марий Эл Константина Иванова. Его авторский почерк был узнаваем и ощущался во всём: в чёткой направленности хореографических векторов, в кристальной взвешенности драматургических центров, в детальности индивидуальных характеристик и нерушимой крепости массовых сцен.
Кульминацией фестивальной программы стал Гала-концерт, где органично дополняли друг друга классика и современность. Открывая просторы хореографических перспектив, режиссёр гала – художественный руководитель балетной труппы театра, дипломант международных конкурсов Данил Салимбаев – представил чувашской публике практически весь спектр достижений профессионального балетного искусства. Соединяя для выступлений солистов своей труппы и гостей фестиваля, он создал атмосферу столь высокого творческого градуса, что обычный, казалось бы, концертный формат превратился в подлинный праздник танца. В Гран па из «Корсара» солист Пермского балета Сергей Мершин выступал с чебоксарцами Марианной Чемалиной и Дмитрием Поляковым, а в дуэте из «Баядерки» его партнёршей стала Анастасия Абрамова. Илья Кузнецов (Мариинский театр) «объял» испанской страстью балерину из Чебоксар Анну Серёгину в диалоге из «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина, а ведущий солист Эстонского национального балета Сергей Упкин «очаровал» народную артистку Чувашии Татьяну Альпидовскую в па-де-де из «Фестиваля цветов в Дженцано» Э. Хёльстеда, через некоторое время выйдя в современной миниатюре «Blue Valentine» на музыку Т. Вэйтса и примирив неукротимую мужественность с мягким романтизмом.
В темпераментном па-де-де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева эстафету подхватили заслуженный артист Северной Осетии-Алании, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра Давид Залеев и прима Михайловского театра Ольга Прыткова. Солист московского «Кремлёвского балета» Михаил Мартынюк и лауреат международных конкурсов, американка Джой Аннабель Вомак станцевали и легендарное па-де-де из «Дон Кихота», и современную композицию «Remember me» на музыку Г. Пёрселла. Солистка Театра балета им. Л. Якобсона Евгения Штанева и артист Театра балета Бориса Эйфмана Олег Марков исполнили Адажио из «Шехерезады» Н. Римского-Корсакова и фрагмент из «Анны Карениной» на музыку П. Чайковского. Страстно «прозвучал» хореографический монолог из «Легенды о любви» А. Меликова у Анастасии Абрамовой. Созвучной ему была эмоциональная гамма пляски Зубейды и рабов из премьерной «Тысяча и одной ночи» в исполнении Анны Серёгиной, Карима Мубаракшина и артистов балета. Как всегда, настоящий фурор произвела заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская, «остановившая» моцартовское «Мгновенье музыки прекрасной» вместе с народным артистом Чувашии Айдаром Хисамутдиновым. И если к интересным постановочным экспериментам балетмейстера Лемешевской (ученицы М. Лавровского) в родном театре уже привыкли, то сенсационным сюрпризом гала-концерта стали хореографические поиски Айдара Хисамутдинова. Две камерные миниатюры – «Ты слышишь… я больна» на музыку А. Дона и «Абсент» на музыку Р. Дюпере – поразили оригинальностью мышления и пластической лексики. Первый номер исполнили Марианна Чемалина, Карим Мубаракшин и Андрей Субботин, во втором появились Татьяна Альпидовская и сам постановщик.
В рамках фестиваля также прошла уникальная выставка работ фотохудожника Валентина Гладышева «Поэмы замерших движений». Выросший в Чебоксарах, мастер волею судьбы оказался в Новой Зеландии, где живёт последние десять лет. Мастер ландшафтной фотографии, он обладает редкостным чувством композиции и цвета. Фотокартины художника, сделанные с применением современных компьютерных достижений и оригинальной техники печати, принесли ему мировую известность. В 2013 году Валентин Гладышев посетил Чувашский театр оперы и балета. Особенно сильное впечатление на него произвели спектакли «Сарпиге» и «Вечный свет», которые он просмотрел сквозь стекло фотокамеры. Лучшие 18 снимков составили основу нынешней экспозиции. Фотохудожник не просто фиксирует движение. Он мыслит движением. На открытом бумажном поле заметны и промедление полёта, и струны звенящих тел, светотень взглядов и леность вытянутых стоп, прищуры губ и лёгкое дрожание бабочек-ресниц на томно опущенных веках. Одним словом, вся кардиограмма танца, то исполненная порывистых очертаний, то растекающаяся пленительным лиризмом.

Мария Митина «Музыкальный журнал», № 5, 2014

Вам понравилась статья? Поделиться!

0 comments on “Тысяча мгновений балета

Комментарии закрыты.