Статья

Не горящие партитуры чувашской оперы

В Чувашском государственном театре оперы и балетазавершается 55 театральный сезон, который был ознаменованвозвращением на сцену оперы «Нарспи» классика чувашскоймузыки Григория Хирбю. Новую постановку можно считатьсвоеобразным приношениемкроме юбилея самого театра в республике отмечается 125-летие одного из основоположниковчувашской литературы, поэта Константина Иванова, чья поэма леглав основу либретто оперы. Премьера была также посвящена памятиоснователя театра, народно артиста России и Чувашии, режиссераБориса Маркова, которому в 2014 году исполнилось бы 90 лет. Именно в режиссуреМаркова «Нарспи» увидела свет рампы в 1967 году и сразу же стала символом, талисманом, визитной карточкой не только театра, но и республики в целомспектакльукрашает репертуар на протяжении всего творческого пути, успешно преодолеваяиспытания временем и сценической модой. Его показывали в Казани, Йошкар-Оле, Ульяновске и на памятных московских гастролях 1990 года. Создатели оперы и исполнители главных партий были награждены Государственной премией Чувашии.
Красавица Нарспи влюблена в бедного парня Сетнера, но родители насильновыдают её замуж за богача Тахтамана. В бешенстве от того, что не может добиться любвиНарспи своей воле, тот жестоко избивает девушку. Не в силах больше терпетьиздевательств мужа, она отравляет его и скрывается в лесу, где встречается с Сетнером. Но приспешники Тахтамана находят беглецов. Сетнера убивают, а Нарспи кончает с собой.
НарспиСегодня перед нами уже вторая редакция постановки Бориса Маркова. В 1989 году классический спектакль возобновила одна из первых исполнительниц Нарспи – заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Тамара Чумакова. А в этом сезоне национальный шедевр возродила одна из самых ярких балерин чувашской сцены, а ныне талантливый балетмейстер, заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская, для которой работа над «Нарспи» сталадебютом в оперном жанре. На первый взгляд, ничего не изменилось. Знакомые пейзажи деревни Сильби, красочный обряд чувашской свадьбы… Постановочный слог БорисаМаркова узнаваем своей монументальностью и любовью к детали. В спектакле много массовых сцен, что придаёт ему особую масштабность. В то же время Елена Лемешевская заметно оживила повествование, наполнив действо целой серией занятных мизансцен. Постановка набрала скорость, а изначальное эпическое развёртывание и некоторую статичность побороли движение и динамизм.
НарспиСпектакль порадовал палитрой выразительных характеров. Очень хорош тенор Сергей Кузнецов в партии Сетнера –  горячего, дерзновенного, в чём-то наивного. Мятежный и порывистый образ Нарспи стал первой заявкой на большое будущее для молодых солисток Ольги Васильевой и Надежды Степановой. Чеканным шагом судьбы нарушил дуэт влюблённых жестокий Тахтаман в исполнении заслуженного артиста Чувашии Константина Ефремова и Ивана Николаева. Ещё недавно исполнявшая партию Нарспи заслуженная артистка Чувашии Людмила Яковлева в нынешней версии спектакля предстала в острохарактерном образе Сплетницы на пару с ведущим сопрано театра Татьяной Тойбахтиной. А заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Валентина Смирнова, для которой роль Нарспи тоже былазнаковой, появилась страдающей матерью Сетнера. Подлинным украшением спектакля стали Михетер и его жена – заслуженный артист Чувашии Андрей Николаев и народная артистка Чувашии Елена Галкина, Дружко – заслуженный артист Чувашии Иван Снигирев, Сват и Сваха – Константин Москалёв и заслуженная артистка ЧувашииСветлана Ефремова.
Украсили постановку костюмы молодой московской художницы, выпускницы ВГИКа Нины Фёдоровой – нет ни одного повторяющегося наряда, отчего возникает ощущение кропотливой ручной работы. По-новому «задышала» и сценография заслуженного художника Чувашии, лауреата Государственной премии ЧувашииВалентина Фёдорова. Ему удалось избежать прямого повторения декораций автора предыдущей версии, заслуженного художника Чувашии Николая Максимова. Своеобразным лейтмотивом оформления «Нарспи» выступают ветви плакучей ивы, словно обнимающие героев на протяжении всего спектакля.
Партитура оперы буквально пропитана народной песенностью. Пентатоника, лежащая в основе чувашской музыки, многочисленные распевы – всё это звучит невероятно современно. Симфонический оркестр театра под руководством заслуженного деятеля искусств Чувашии Ольги Нестеровой в очередной раз заставил убедиться в этом и поверить в то, что партитуры действительно не горят.

     Мария Митина
Фото Евгения Добрынкина
                                                                              «Музыкальный журнал», №4, 2015

0 comments on “Не горящие партитуры чувашской оперы

Комментарии закрыты.

Уважаемые зрители!

Будьте в курсе всех событий. Подпишитесь на рассылку, получайте уведомления на e-mail.
Подписаться
Мы будем информировать вас о всех мероприятиях проходящих в нашем театре.
close-link