1 апреля в Чувашском государственном театре оперы и балета состоялся необычный показ балета А. Галкина «Дорога лебедей» («Хуркайӑк ҫулĕ»). На спектакле присутствовали члены комиссии при Главе Чувашской Республики по Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства.
Главные партии в спектакле, премьера которого состоялась в октябре 2020 года на открытии XXIV Международного балетного фестиваля при поддержке Гранта Главы Чувашии, исполнили заслуженная артистка Чувашии Анна Серегина (Пинеслу), лауреат Государственной молодежной премии Чувашии Дмитрий Поляков (Хӗвел), Милана Ишуткина (Сехмет), дирижер – Никита Удочкин.
На соискание Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства выдвинут авторский коллектив в составе Данила Салимбаева (балетмейстер-постановщик), Андрея Галкина (автор музыки), Валентина Федорова (художник-постановщик), Анны Серегиной (исполнитель главной партии), Дмитрия Полякова (исполнитель главной партии).
Музыка, которая не звучит ни в одной точке земного шара. Движения, которых нет ни в одном национальном танце. Спектакль, который не идет ни на одной сцене мира. Все это – «Дорога лебедей». Кто-то уже называет балет чувашским «Лебединым озером», кто-то вспоминает с детства любимую сказку «Девушка на луне», лежащую в основе либретто, а кто-то просто гордится тем, что у нашей республики есть свое культурное богатство.
«Хореография «Дороги лебедей» в значительной степени включает в себя стилизацию чувашских народных танцев с их красивой пластикой, изяществом, плавностью. Но и лебединой темы тоже много, естественно. Пинеслу с лебедями танцует как лебедь (со всеми движениями, присущими балетным лебедям, взмахами и замиранием рук-крыльев, воздушностью и полетностью, устремленностью вверх, с легкими прыжками), а с людьми – как человек. Танцы Сехмет – быстрые, с острыми, ритмичными движениями, с шикарным полетом в шпагате через всю сцену. У Хӗвеля-Солнца – широкие, размашистые, энергичные, уверенные движения, наполненные небывалой мощью, но не брутальной, а словно бы рассеивающейся по сцене. Его хореография также включает череду разнообразных, замысловатых поддержек. В мировой истории балета хореографический образ Солнца встречается крайне редко, особенно такой развернутый, как в «Дороге лебедей», – написала о спектакле театральный критик, журналист «Литературной газеты» Людмила Лаврова (г. Москва), присутствовавшая на премьере.
Известный балетный критик Александр Максов, приглашенный из Москвы на сдачу спектакля в октябре 2020 года, горячо поздравил наш коллектив с этой эксклюзивной работой, создававшейся в непростых условиях пандемии, и отметил поэтичность сюжета, живописность оформления, изобретательность хореографии.